Фото: Крыловский государственный научный центр «Модельные испытания ледокола проекта 10510 «Лидер»

Строительство первого атомного ледокола «Лидер» начнется уже в 2020 году на судоверфи «Звезда» (дальневосточный судостроительный актив «Роснефти» — прим.) в Приморье. Уже сейчас специалисты приступили к разработке необходимой проектной документации. Об этом пишет «Российская газета» со ссылкой на заявление гендиректора «Звезды» Сергея Целуйко. 

«На данном этапе идет работа по оценке требуемых специализированных мощностей и проработка проектной технологии будущего строительства», — цитирует его gazeta.ru. По словам Целуйко, государство, а также крупнейшие российские компании приступили к активному освоению шельфовых проектов и развитию Северного морского пути. 

«Подготовительная работа по реализации проекта создания головного и двух серийных атомных ледоколов проекта 10510 ЛК — 120 «Лидер» идет в соответствии с указанием президента РФ и поручениями Правительства РФ. Финансирование строительства головного атомного ледокола «Лидер» предусматривается из федерального бюджета. Однако с целью своевременного начала работ по созданию ледокола компания («Роснефть» — прим.) подтвердила готовность финансирования «нулевого» этапа разработки рабоче-конструкторской документации», — передает слова Целуйко mk.ru. 

По словам гендиректора судоверфи, «такой подход может позволить компании вовремя открыть финансирование «нулевого» этапа до заключения государственного контракта, что обеспечит возможность начала строительства головного атомного ледокола «Лидер» с 2020 года».

Как отмечает издание, по проекту «Лидер» будет способен работать в двухметровом льду со скоростью 10–12 узлов — около 20 км/час. А еще для новых ледоколов не должны быть преградой и льды толщиной в 4 метра. Таким образом, флот «Лидеров» обеспечит круглогодичную работу на Севморпути. 

Проектная мощность ледокола «Лидер» составляет порядка 120 мегаватт. Он будет иметь четыре винта, в отличие от предыдущих — трехвинтовых. Двигать махину будут новейшие реакторы «РИТМ-400». Ледоколы планируется оснастить современными устройствами, позволяющими повысить ледопроходимость, например, мощными компрессорами, подающими воздух под воду в районе «скулы» ледокола. 

По мнению доктора экономических наук Александра Латкина, освоение новых направлений даст новые возможности. «За счет более активного освоения Северного морского пути удастся сэкономить на логистике. Кроме того, множество смежных отраслей получат импульс развития», — пояснил он «Российской газете». 

«Производство сложных морских буровых установок и ледоколов потребует создания технологической цепочки, в которой задействованы различные отрасли», — прокомментировал вице-президент по энергетике, локализации и инновациям компании «Роснефть» Андрей Шишкин. «В итоге это позволит провести модернизацию оборудования на многих десятках, если не сотнях предприятий Дальнего Востока и других регионов страны», — пояснил он. 

«В ходе реализации проекта ССК «Звезда» уже на текущем этапе созданы тысячи рабочих мест, привлечены передовые технологии и компетенции. Проект способствует развитию промышленности и науки, дает мультипликативный эффект для экономики всей страны», — подчеркнул Целуйко. «Строительство мощной верфи на Дальнем Востоке дает возможность получить независимость от различного рода санкций, заместить импортную продукцию отечественной, конкурентоспособной как по техническим характеристикам, так и по цене», — добавил он. 

«Независимая газета» напоминает, что вся продукция «Звезды» в первую очередь ориентирована на нефтегазовые проекты по добыче, переработке, хранению и транспортировке нефти и природного газа. 

Уже на 2019 год на «Звезде» запланирован спуск первого танкера. Это будет судно снабжения ледового класса. Первый танкер «Афрамакс» будет построен в 2021 году. В настоящее время в портфеле заказов судоверфи контракты на производство 37 судов. Во втором полугодии 2018 года портфель заказов «Звезды» вырос на 42%, работа по заключению новых контрактов продолжается. До 2035 года планируется довести  объем заказов до 178 судов. Якорным заказчиком является «Роснефть», разместившая заказ на 26 судов, в том числе 12 танкеров-челноков ледового класса Arc6 и Arc7, 4 многофункциональных судна снабжения ледового класса, 10 танкеров класса «Афрамакс».  

Кристина Кузнецова