100 млн т терминала Де-Кастри

Юбилейная сотая тонна нефти проектов «Сахалин-1» (оператор Exxon Neftegas), а также «Северное Чайво» («Роснефть») отгружена с терминала Де-Кастри в Хабаровском крае. Вот уже почти 12 лет транспортная система проекта «Сахалин-1» используется для поставок за рубеж российской нефти, добываемой на шельфе Охотского моря. Экспорт в основном идет потребителям в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Так, по информации компании «Роснефть», юбилейная тонна была загружена в танкер «Виктор Конецкий» и отправлена в Южную Корею. 

Система транспортировки нефти «Сахалин-1» была введена в эксплуатацию в августе 2006 г. после завершения строительства трубопровода протяженностью 226 км, по которому нефть направляется с Чайво через о. Сахалин и Татарский пролив к терминалу в Де-Кастри в Хабаровском крае. На терминале расположены два резервуара для хранения нефти вместимостью по 100 тыс. куб. м (650 тыс. баррелей) каждый, в которых сырье хранится до загрузки и отправки танкеров. Затем нефть подается по подводному загрузочному трубопроводу к выносному одноточечнному причалу высотой более 60 м, расположенному в 5,7 км к востоку от полуострова Клыкова в заливе Чихачева.

Загрузка танкеров на нефтеотгрузочном терминале в Де-Кастри началась в сентябре, а экспорт стартовал в октябре 2006 г. Для круглогодичной отправки на международные рынки российской нефти с терминала в Де-Кастри используется специализированный флот танкеров с двойным корпусом класса «Афрамакс» грузоподъемностью до 100 тыс. т (720 тыс. баррелей) нефти. Все члены консорциума «Сахалин-1» осуществляют продажу нефти от собственного имени. В рамках проекта через терминал ежегодно экспортируется порядка 12 млн т низкосернистой нефти марки «Сокол». Осенью 2016 г. проект отметил 10-летие терминала: за это время было отгружено более 900 танкеров или порядка 90 млн т нефти.

«Сахалин-1» включает в себя освоение трех морских месторождений: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенных на северо-восточном шельфе острова Сахалин. Масштабный международный проект разрабатывается на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) и является одним из крупнейших проектов в России с прямыми иностранными инвестициями. В 2016 г. проект «Сахалин-1» отметил 20 летний юбилей: в 1996 г. вступило в силу СРП, подписанное в 1995 г. правительством Российской Федерации и администрацией Сахалинской области с международным консорциумом. Среди участников проекта: Exxon Neftegas Limited — дочернее подразделение американской компании ExxonMobil (является оператором проекта с долей участия в 30%); японская Sodeco — 30%; индийская ONGC — 20%; «Роснефти» принадлежит 20% (через дочерние «Сахалинморнефтегаз-Шельф» — 11,5 % и «РН-Астра» — 8,5%).

Через Де-Кастри также идет отгрузка на экспорт нефти проекта «Северное Чайво», разрабатываемого с сентября 2014 г. «Роснефтью» на лицензионном участке Северная оконечность месторождения Чайво, расположенном на мелководье Охотского моря на северо-восточном шельфе острова Сахалин. Запасы участка оцениваются в 9,356 млн т нефти (по категории С1) и 5,482 млн т нефти (по категории С2). Выход проекта на проектную мощность с максимальным пиком добычи нефти в 1,3 млн т в год был запланирован на 2017 г. Всего в рамках проекта планируется извлечь 15,3 млн т нефти и конденсата, газа — 12,9 млрд куб. м. Как и на месторождениях, разрабатываемых в рамках проекта «Сахалин-1», на Северной оконечности месторождения Чайво добывается легкая нефть марки SOKOL, отличающаяся высоким качеством: низким содержанием серы — 0,25%, при плотности 36,8 градусов API, что позволяет реализовывать нефть этой марки с премией к сортам Dubai и Oman. Бурение ведется с помощью буровой установки «Ястреб», ранее задействованной при разработке проекта «Сахалин-1». По информации «Роснефти» сейчас добыча нефти на Северной оконечности месторождения Чайво идет на пяти скважинах. Проект разработки месторождения предполагает использование инновационных технологий бурения. На скважинах применены высокотехнологичные системы заканчивания с устройствами контроля притока для ограничения прорывов газа и обеспечения максимальной накопленной добычи. Пробуренные на Северной оконечности Чайво скважины являются уникальными по сложности, с большим отходом от вертикали.

Мария Кутузова