Фото: kremlin.ru

Петербург и его пригороды словно овеяны — в эти июньские дни и белые ночи — осознанием исторической справедливости. Похоже, уже никто и ничто не сорвет выход на запад оттуда, из Ленинградской области, «полноводной» реки природного газа, именуемой «Северным потоком-2». Через 318 лет после закладки — Петром Великим — центр отечественной и во многом мировой культуры воздает еще раз(!) должное очагам европейской цивилизации. Воздает в знак благодарности за их вклад в преобразование боярской Московии в передовое государство Евразии — Российскую Империю. Новая энерготрасса содержит массу взаимно-дружественных признаний с вековым подтекстом. Неофициальный, но истинно партнерский альянс «Газпрома» с 5 топливными гигантами вот-вот принесет Старому Свету еще больше пользы. Она воплотит в себе немало ценного с проекцией на каждую из стран-участниц проекта. Так, черпая из Пруссии естественные и философские знания, россияне еще тогда, в XVIII веке, многое обрели. Но теперь германские компании Wintershall и Uniper, да и их клиенты, получат не меньше в виде притока «голубого топлива» Сибири. Миллионы немцев ощутят на Шпрее, Эльбе и Рейне весомую компенсацию усилий как собственных, так и вложенных далекими предками. Или перейдем к Северному морю. Царь-плотник многому научился на верфях Роттердама и Дептфорда. А сегодня англо-нидерландская Shell, выдержав «антитрубный» натиск оппонентов, сполна получит возмещение за эту давнюю, причем не только деловую, но и чисто человеческую хватку прадедов-фламандцев, как и лондонских корабелов. На высоте окажется и австрийская OMV, чей венский офис «смотрит» на шедевры зодчества, шагнувшие оттуда своим барокко и классицизмом на Неву. Парижский Версаль щедро передал садово-парковую культуру в Гатчину, Петродворец и Царское Село; но теперь оттуда, с берега Финского залива, французская Engie примет партии самого чистого и дешевого углеводородного сырья. Словом, на глазах у нас с вами, уважаемый читатель, передается рукотворная «эстафета сквозь века». Смысловой мост между Востоком и Западом «достраивается» общими силами. Налицо — заряд экономической активности, причем в тесной взаимосвязи с традициями европейского образования, науки и искусств. Сколь же знаменательными, доложу я вам, становятся эти дни прохладного, но многообещающего российского лета-2021!..

Побеждает здравый смысл

«…Рад сообщить, что именно сегодня два с половиной часа назад успешно завершена укладка труб первой нитки газопровода «Северный поток-2», — отметил 4 июня в своем выступлении на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума Владимир Путин. — Работа по второй нитке продолжается». 

«Линейная работа целиком, включая морской участок, закончена, — сказал президент РФ. — С немецкой стороны труба подошла, с российской — нужно их приподнять и сварить. Все. Но прокладка сама завершена. Также на этой неделе обеспечена готовность российской линейной части газового маршрута до компрессорной станции «Славянская». Почему я об этом говорю? Потому что эта станция — одна из самых мощных в мире и является отправной точкой нового газопровода. Газ на «Славянскую» подан. Таким образом, «Газпром» готов к заполнению… «Северного потока-2»… Маршрут напрямую соединит газотранспортные системы России и Федеративной Республики Германии и, так же как «Северный поток-1», будет служить энергобезопасности Европы, надежному снабжению европейских потребителей в целом. Добавлю, что этот проект экономически высокоэффективен, полностью соответствует самым строгим экологическим стандартам и техническим требованиям».

С другой стороны, решительный ответ из уст главы государства получила и та часть аудитории, которая уповает на простодушную неподготовленность Москвы к контратаке недругов трассы если не сейчас, то после ее пуска. Мы отлично знаем: каков он, набор очередных выпадов против этой артерии, готовящихся, например, германской партией «зеленых» на период после предстоящего ухода Ангелы Меркель со своего поста. Поэтому и о Балтике, и, кстати, об Арктике Путин, предупредив о возможных завтра осложнениях, призывает: «Нужно убрать в сторону политические и прочие разногласия, не превращать переход к «углеродной нейтральности» в инструмент нечестной конкурентной борьбы, когда под предлогом «углеродного следа» в чьих-то конкретных интересах пытаются перекраивать инвестиционные и торговые потоки, а ограничение доступа к передовым «зеленым» технологиям становится фактором сдерживания отдельных стран и производителей… У нас самые большие в мире запасы газа, и газ — мы еще, наверное, об этом поговорим — это, конечно, углерод, но самый чистый углерод; и в переходный период без него будет просто не обойтись».

Резонанс выступления, как и ответов на вопросы, стал широчайшим. Да и поучительным для той части американской и других делегаций, которые, чего уж греха таить, до последней минуты полагали (или смутно чувствовали в душе), что «Северный поток-2» — это, мол, вид «топливной отравы». Особый кремлевский метод насолить Америке — выказать ей некий «кукиш». Тупость подобных построений вывалилась на пленарный зал ПМЭФ-2021 массой простых, но, что называется, железных контрдоводов. И все вольно или невольно сознали: балтийский проект ни за что не преуспел бы даже при самых изощренных московских хитросплетениях, если бы сами европейцы не желали его годами — желали неподдельно и по-деловому азартно.

«Те, кто думает или считает, что это в обход каких-то других транзитеров, — этот тезис не соответствует действительности, — «отрубил» оратор ворох изрядно надоевших «фейков». — Потому что маршрут по дну моря из России в ФРГ по количеству километров короче — хочу, чтобы еще раз услышали — короче, чем через страны Европы — Украину, Словакию, Австрию напрямую и так далее. Он короче и дешевле — первое. Второе: здесь нет никаких страновых политических рисков и не нужно платить деньги за транзит… Это значит, что конечный потребитель в Германии — и ком.-быт., и граждане, и экономика, — будут получать его дешевле, чем с помощью транзита через несколько европейских стран. Он просто экономически целесообразнее. Сто раз мы об этом сказали, и все равно какая-то дурная пропаганда забивает людям головы тем, что здесь какая-то политика в обход кого-то. Вы думаете, почему наши партнеры так за него борются — чтобы нам приятно сделать? Они борются за свои национальные интересы — вот за что они борются». 

Американский ракурс

Пока на Неве было солнечно и ясно, в т.ч. благодаря устранению пелены предвзятости в подходах к простейшим — по сути — вопросам европейского и мирового ТЭК, — на других политических площадках тучи все еще сгущались. Под открытым, но пасмурным (судя по снимкам) небом Северной Каролины обрушился на «Северный поток-2» экс-президент США Дональд Трамп, прибывший в этот штат для участия в съезде республиканской партии.

Транслируя его выступление, телеканал The Sun дал понять (со слов проигравшего выборы), что новый хозяин Белого дома якобы скрытно угождает российским газовикам больше, чем своим! «Кабинет Байдена ценит Америку меньше, — возмущенно воскликнул Трамп. — 48 тыс. рабочих мест были утеряны из-за подписанного Байденом в первый же день президентства решения отменить строительство нефтепровода Keystone XL. Он решил оборвать проект нашего трубопровода, но одобрил прокладку российского», — с осуждением заявил недавний лидер заокеанской сверхдержавы. Впрочем, аудиторию бьет наотмашь не только это. Изумляет то, с какой яростной готовностью ухватились за обрывки «антигазпромовской линии» Трампа не его однопартийцы, а министр энергетики США г-жа Дженнифер Грэнхолм и другие высокопоставленные демократы из правящей команды самого же Байдена! Спрашивается: им-то это зачем, коль скоро в Вашингтоне без конца примеряется благообразная маска искренних друзей Старого Света, якобы заботящихся о похудевшем за год пандемии «интеграционном кошельке ЕС».

Да уж, это нелогично, «особенно в условиях, когда администрация США говорит о том, что она хочет выстроить благообразные отношения со своими основными партнерами в ЕС, — сказал Путин. — Как же можно выстраивать хорошие отношения с партнерами и плевать при этом на их интересы? Это просто нонсенс какой-то. Дальше. Наш источник является самым чистым в мире. Сейчас скажу почему. Потому что с помощью гидроразрыва пласта американская газовая промышленность добывает примерно 77%, свыше 70% газа. «Газпром» — одиннадцать. Но то, что добывается для «Северного потока-2», прямо качается из-под земли. Здесь вообще никакого разрыва нет. А гидроразрыв пласта — это с точки зрения экологии катастрофический способ добычи. Там, во-первых, в землю закачиваются десятки и сотни тонн химикатов… Я уже сказал, что линейная часть первой нитки («Северного потока-2» — Авт.) закончена. В течение полутора — двух месяцев, двух скорее всего, будет закончена, надеюсь, и вторая нитка на 27,5 млрд кубометров».

«Не знаю, вернулась делегация правительства ФРГ из Вашингтона или нет, — сказал президент РФ, отвечая на вопрос ведущего пленарное заседание Стаса Натанзона. — Там шли переговоры по поводу того, как выстраивать отношения с американскими партнерами. Газ-то дороже там, понимаете? Мало того что он добывается, прямо скажем, варварским способом, он дороже на 25%. Либо покупать подешевле и качественнее у нас, добытый нормальным образом, либо покупать по сути продукт, который добывается сложным образом, так скажем, с экологической точки зрения… Давайте все это тихонечко разложим, покажем по-честному и сделаем выводы. А выводы такие: здесь экологичнее, чище, дешевле, надежнее. Вот наши партнеры и сделали выбор в сторону этого проекта». 

Катар и Австрия — отличный тандем

Тот факт, что страной-партнером ПМЭФ-2021 выступил крупнейший экспортер сжиженного природного газа, — не такая уж случайность. Подобные детали, согласитесь, придают восприятию итогов форума, особенно на страницах деловых СМИ, отчетливо-энергетическую окраску.

Сказанное во многом исправляет совсем еще недавние — «канунные» ожидания увлеченных «заоблачными прогнозами» футурологов. Сводились же пророчества, как правило, к тому, что собрать на Неве представителей 1200 крупных компаний, да еще после «пандемийно-вакуумного» 2020 года, можно, мол, только путем завлекательной «экономической фантастики», а не рутинного газа, нефти, угля и т.п. В воздухе, мол, витало — в преддверии ПМЭФ — обещание не в меру восторженных аналитиков: отодвинуть «традиционно-грязные» отрасли тяжелой промышленности на задний план. То есть полностью посвятить тематику 100 намечавшихся дискуссий проблемам high-tech-индустрии послезавтрашнего дня(!). Углеводороды, однако, все равно взяли свое. Глава TotalEnergie Патрик Пуянне, топ-менеджер Wintershall Марио Мерен, президент и исполнительный директор Siemens Роланд Буш — эти и другие капитаны энергомашиностроения, нефти и газа блестяще выполнили свою роль. Они так или иначе сработали на продвижение топливной тематики нынешнего «бренного» мира не в демагогическом, как это иногда бывает, а в самом ответственном ключе.

Высокая статусная роль эмирата Катар в главном «конференц-вече», созвучном средневеково-купеческим заветам Господина Великого Новгорода и Северо-Запада Руси в целом, говорит о многом. Традиционный и не очень-то нравящийся экологам, но все же отнюдь не архаичный образ небольшой, но именитой монархии Арабского Востока выявился в «Северной Пальмире» еще рельефнее. Прозвучало, в частности, то, что к 2026 году эмират надеется обеспечивать свыше 40% глобальных поставок СПГ. В питерском форуме принял участие, хотя и дистанционно, эмир Катара — Тамим Бен Хамад Аль Тани. На заседаниях ПМЭФ-2021 присутствовал гендиректор Банка развития Катара Абдулазиз Нассер аль-Халифа. А в целом из «газового рая» в Персидском заливе (не считая соседних с Катаром монархий) прибыло свыше 200 гостей. Что, кстати, сравнимо с численностью двух других крупнейших делегаций — американской и китайской.

Еще один лидер, участвовавший в форуме, — канцлер Австрии Себастьян Курц. Альпийская республика, не имея выхода к морям, восприимчива к континентальным углеводородным планам РФ. Быть может, она внимательна к ним не меньше, чем Катар. С той разницей, что эмират считает россиян способными учениками в ремесле сжижения «голубого топлива»; а вот австрийцы опираются в своем развитии на трубопроводный газ Сибири. И борются, вместе с ФРГ, за успешное завершение балтийской трассы (а она, наряду с «Турецким потоком», позволит «Газпрому» экономить на экспорте до 1,5 млрд долл в год, как сообщило РИА Новости). «В конце концов, мне ясно: мир в Европе будет только с Россией, а не против нее, — сказал Курц накануне открытия форума в интервью для ТАСС. — …Я очень рад, что США теперь больше не угрожают санкциями компаниям, участвующим в проекте «Северный поток-2». Мы, как и Берлин, продолжаем поддерживать Nord Stream 2 потому, что это отвечает нашим экономическим интересам. «Северный поток-2» служит диверсификации маршрутов энергоснабжения и, таким образом, обеспечению энергетической безопасности Европы».

Эмират, подружившийся с Москвой за считанные годы

Ярким — без преувеличения — совпадением стало то, что именно Вена как бы «делегировала» одну из своих граждан в Совет директоров «Роснефти». Причем австрийка, о которой идет речь, считается одним из лучших — в Альпийской республике — специалистов по топливной дипломатии Катара, да и по всему спектру нефтегазовой политики стран Персидского залива.

И вот — так уж совпало по времени — в день открытия ПМЭФ-2021 многие СМИ сообщили: экс-министр иностранных дел своей страны фрау Карин Кнайсль официально вошла в состав руководящего органа ведущей нефтяной госмонополии РФ. Что характерно: как и добрый друг и давний партнер российских нефтяников и газовиков экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер, эта обаятельная уроженка австрийской Штирии, танцевавшая с Владимиром Путиным на своей свадьбе в 2012-м(!), — имеет безупречную политическую репутацию. И, кстати, слывет авторитетным и прочно зарекомендовавшим себя проводником подчеркнуто-мирного сотрудничества не только у себя на «голубом Дунае», но и в других уголках планеты. В том числе — на просторах Аравийского полуострова, да и к северу от него, от Ирана до Средней Азии.

Ну а стратегическая линия той же «Роснефти», а также «Газпрома» и иных наших энергетических игроков в регионе от Каспия до Персидского залива и Месопотамии хорошо известна. Сводится она к тому, чтобы доступными деловому сообществу отраслевыми рычагами налаживать взаимное доверие среди столь отличающихся своими бизнес-культурами партнеров. Дружить и с теми исламскими странами, которые в прошлом диаметрально расходились с Россией. Именно таков, между прочим, и Катар, вложивший в свое время немало усилий и средств в поддержку радикальной сирийской оппозиции. Потому и сложился имидж резковатой в зигзагах своего курса монархии, взвалившей себе на плечи финансирование и снабжение сомнительных клиентов. Тех, что хотели свергнуть в Дамаске законный режим Башара Асада и опрокинуть, таким образом, конституционный правопорядок в одной из наиболее значимых стран Восточного Средиземноморья. 

В ту пока еще не забытую нами пору любое предположение о целевых катарских инвестициях в главную союзницу Сирии — Россию прозвучало бы абсурдно. Но за последние годы экзотический полуостров в Персидском заливе, как гордо подчеркнул с подиумного мега-экрана ПМЭФ-2021 эмир Катара, — удвоил объем своих капиталовложений в нашу экономику. Они достигают уже 12 млрд долл. Со временем, кстати, и эта цифра может быть удвоена: залогом тому — 65 соглашений с российскими компаниями, подписанных нынче на Неве. При этом, как добавил монарх, его страна заинтересована не только во вхождении в углеводородную энергетику евразийского гиганта. Катарцам весьма интересно у нас многое — вплоть до опыта строительства спортивных объектов, различных «стадионных ноу-хау» и технологий. В чем именно? Речь идет о немного запаздывающей в Катаре (видно, из-за пандемии) подготовке к футбольному чемпионату мира в 2022 году. То есть к тому первенству, чей «эстафетно-символичный» мяч был получен эмиром как рук Владимира Путина на гребне триумфального проведения глобального футбольного кубка 2018 года в РФ.

Участие Катара в сверке экономических часов на Неве — это лишь одна, но бесспорно-привлекательная грань событий. Зримое проявление того, чего можно добиваться на танкерных трассах Ближнего Востока (как и в ходе вытекающей из тематики ТЭК диверсификации внешних связей) при одном-единственном условии. А именно: не только Россия, но и другие державы призваны заняться в Персидском заливе (и вокруг него) не науськиванием одних субъектов против других, что недостойно влияния и мощи мировых гигантов, а запуском многовекторного партнерства по всем азимутам. Увы, заокеанскому гегемону сие пока недоступно. Иначе на морских путях вокруг Саудовской Аравии не происходило бы ныне все то, что нарастает там в эти июньские дни. А нарастает, честно говоря, череда зловещих происшествий.

В Персидском, Оманском заливах и в Красном море тревожно

2 июня в Оманском заливе сгорел и затонул — по не выясненным до сих пор причинам — крупнейший корабль ВМС Ирана. Судно, по праву считавшееся в стране главной учебно-тренировочной базой, называлось по имени острова Kharg, слывущего центром экспортных терминалов Исламской Республики.

Собственно, корабль и находился в момент трагедии неподалеку от этого функционально-значимого клочка суши в стратегически важном Ормузском проливе. По нему ведь перевозится свыше 30% торгуемой в мире нефти. Роковая авария произошла близ иранского порта Хаск, что в 1270 километрах к юго-востоку от столицы блокированной «трамповским» эмбарго страны на Среднем Востоке. Что и говорить, факт прискорбный… Впрочем, с самого момента своей постройки эту броневую громадину преследовала нелегкая судьба. Корабль, созданный и спущенный на воду в Британии более четырех десятилетий назад, был призван пополнить ряды иранских ВМС тогда же, в 1979-м. Но вот незадача: дома грянула антишахская революция, и линкор-неудачник так и застрял у берегов туманного Альбиона. Начались нелегкие переговоры между Тегераном и Лондоном. Лишь в 1984-м этот флагман наконец-то добрался до порта своей истинной — отечественной приписки.

…Прошел один день после затопления, казалось бы, неуязвимо-плавучей махины — и на крупнейшем нефтеперерабатывающем заводе столицы Ирана вспыхнул катастрофический пожар с эвакуацией тысяч жителей окрестных кварталов. Тушение прошло в целом успешно, и распространиться пламени никто не дал, но… Пока не сгорели, очернив небеса фантасмагоричными клубами едкого черного дыма, все 20 тыс. баррелей нефти в резервуарах, — дело так и не кончилось. Впрочем, как и в случае с кораблем, погрузившимся на дно морское, официальный Тегеран не стал пока искать в случившемся ни израильского, ни американского следа. И, наверное, правильно сделал — в современном мире и без того хватает вспышек истерии с наклеиванием диверсионных ярлыков. От этого буквально содрогаются деревушки в Чехии, мясокомбинаты в США и тамошние компрессорные станции Colonial Pipeline, хутора в Литве и грузинские сакли. Так что, пожалуй, пока хватит…

Но саму-то жизнь не обманешь. Пожар на НПЗ следует за гибелью судна, которая перекликается с недавней диверсией на основном ядерном объекте той же осажденной недругами нефтегазоносной страны. Тамошняя авария стала эхом убийств ведущих иранских ученых-атомщиков. А те залпы, как известно, последовали за потрясшим мир кровавым покушением на генерала Сулеймани из Корпуса стражей Исламской революции. И так далее, и тому подобное. Кто-то настойчиво шипит из-за кулис: потомки Персидского царства не получат от администрации Джо Байдена обещанного им возврата США в мирную ядерную сделку 2015 года с Ираном. Как не получат они и обещанного демократами повторного подключения Вашингтона к плану всеобъемлющего сотрудничества с ним. Во всяком случае, на получат до тех пор, пока по-рабски не падут на колени, фиксируя отказ от избранного пути к построению самобытного шиитского государства завтрашнего дня. 

Казалось бы, чем яснее для нефтетрейдерского (особенно шиппингового) сообщества преимущества все более активного Севморпути в Арктике, тем больше нужно заботиться о нормализации обстановки на альтернативном маршруте вокруг южных берегов Евразии. Заниматься, словом, улучшением ситуации на подступах к Суэцкому каналу в Красном море. Где, кстати, пиратов любого пошиба — хоть пруд пруди. Но и там, в ключевом Баб-эль-Мандебском проливе, нарастает военная лихорадка, причем опять-таки под антииранским прицелом. С той лишь разницей, что на фоне нефтевозов, сухогрузов, контейнеровозов и лихтеров, идущих нескончаемым потоком, — «клиентов ненавистного Тегерана» надо, видите ли, уничтожать на берегу — в объятом кровавыми распрями Йемене. У входа в Красное море коалиция во главе с Эр-Риядом лихорадочно строит, как полностью прояснилось 27 мая, военный аэродром на выгодно расположенном островке по имени Перим, который известен и под другим старинным названием: Майюн. Цель новой взлетно-посадочной полосы — отправлять эскадрильи бомбардировщиков под опознавательными знаками ОАЭ и других государств в небо над районами, находящимися под контролем племенного движения повстанцев — хути. Интересно, не могут ли стать мишенями еще и чьи-то корабли, как и вполне мирные нефте- и газовозы, если поступит чей-то грозный приказ?!..

Россию вытесняют из Судана?

Есть на том же Красном море еще и совсем новые пункты обслуживания иностранных флотов. В том числе такие, которые (видимо, на взгляд со стороны все того же заокеанского гегемона, — не должны, мол, там вообще находиться(!). О каких же, интересно, объектах, причем опять-таки на танкерных маршрутах близ нефтегазовой кладовой Аравии, идет речь?

Африканский берег Красного моря, обращенный к королевству пустынь, — это, между прочим, средоточие военно-морских баз под разными флагами, которые эгоистично рассматривают цели судоходства и энергетики тех или иных государств. Возьмите к примеру одну крошечную страну — Республику Джибути, известную ранее как Французское Сомали. К созданному Парижем еще в колониальную эпоху гарнизону прибавилась со временем еще и стоянка американских ВМС. Но и это еще не все. В чем-то нарушив свою же традицию неучастия в «базовой лихорадке» вдали от Поднебесной, открыл военно-морскую базу — по решению Всекитайского собрания народных представителей — Пекин. И это, повторяю, на территории одной лишь страны — Джибути. А вот совсем неподалеку, на побережье Судана, столкнулась с незаслуженными препятствиями едва появившаяся на свет точка флотского присутствия российских экипажей под Андреевским флагом. 

Между тем договоренность об открытии этого пункта материально-технического обеспечения наших кораблей никак не могла «успеть надоесть» суданской столице Хартуму. Почему? Да хотя бы потому, что речь идет о свежем – не успевшем состариться двустороннем документе. Соглашение, заключенное в декабре 2020-го сроком на 25 лет, подразумевало следующее. Судан безвозмездно передаст России в пользование часть одного из портов и прилегающей акватории, а в ответ Хартум получит поставки вооружений и боевой техники. Численность военнослужащих и гражданских специалистов в пункте обеспечения не должна превышать 300 человек. Цифра, быть может, скромная, но на выделенной территории россияне, как было обещано, станут пользоваться экстерриториальностью. Главное, там смогут одновременно находиться вплоть до 4 российских военных кораблей, в т.ч. с атомными силовыми установками. Казалось бы, все это устраивало обе стороны, но… 

…В апреле каналы Al Arabiya и Al-Hadath сообщили вдруг о приостановке соглашения. Правда, в МИД Судана весть не подтвердили. Да и в посольстве РФ заявили: данные не соответствуют действительности. Однако 1 июня раздался новый «информзалп». Он указал на то, что за путаными новостями могут скрываться отнюдь не выдуманные и не очень дружественные шаги принимающей стороны. Шеф Генштаба Судана Мухаммед Усман аль-Хусейн заявил: договор будет пересмотрен. На каком же, собственно, основании? Оказывается, «аккорд» был подписан при прежних властях (читайте — при экс-президенте страны), но не был позднее ратифицирован законодательным органом. В общем, теперь Хартум захотел вдруг определить (или, возможно, уточнить?) степень заинтересованности государства в этом соглашении… Как вскоре передал корреспондент РБК, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подтвердил: в Кремле видели эти данные и намерены тщательно их изучить. «Будем с этим вопросом разбираться», — добавил он. 

Невидимые, но наверняка влиятельные силы, подталкивая Судан к вытеснению еще не обжившихся российских моряков, ставят перед собой — возможно — цель «выживания путинского игрока в любой ипостаси». Судан — сосед и союзник еще одного арабского гиганта, то есть Египта. Главный энергетический (и вместе с тем водоснабженческий) вопрос для Хартума и Каира — угрожающий войной спор в верховьях Нила из-за гидротехнического проекта. Плотина, строящаяся Эфиопией, — мишень для суданцев и египтян. Находясь ниже по течению, они опасаются сокращения водосброса вплоть до нильской дельты. В этих условиях некие обиды между Москвой и Хартумом, с учетом местных нравов, выглядят как улика: мол, Кремль арабам — уже не друг. Ни с того, ни с сего нас могут обвинить в потворстве «христианской ГЭС» в пику давним — с эпохи Гамаля Абдель Насера — мусульманским друзьям, т.е. египтянам. А там, близ устья реки, работают государственные и частные нефтяные компании России. Им тоже не нужны аршинные «шапки» газет о том, что одну из структур Минобороны РФ кто-то лишил базы по соседству — на Красном море. 

Павел Богомолов