Даже сейчас, в период низких цен, трудно представить, что рано или поздно нефтяная эра завершится. Или в силу того, что иссякнут резервы открытых месторождений, или потому, что на Земле будут править бал другие источники энергии. И этот момент может наступить в ходе жизни всего одного поколения, которое сейчас появляется на свет. Для них вещи и механизмы, связанные с нефтью, к старости станут анахронизмом. Эти предметы будут пылиться в музеях или ржаветь под открытым солнцем, возможно, принося небольшой доход отдельным собирателям-энтузиастам.

Лишь единицы смогут сохранить высокий доход, продолжая эксплуатировать нефтяную тематику — да и то не для себя, а для своих правнуков или, скорее, праправнуков. Те, кто догадается сделать ее предметом искусства и заинтересуют коллекционеров, помешанных на собирании различных редкостей и древностей. Можно предположить, что в первую очередь это будут филателисты – те, кто сейчас методично и аккуратно собирает редкие экземпляры почтовых марок, на которых изображены качалки, нефтеперерабатывающие заводы, танкеры или известные в нефтегазовом мире личности.

Третья древнейшая

Эти тихони из мира коллекционеров – уже сейчас далеко не бедные люди. По некоторым оценкам, доходность инвестиций в редкие почтовые марки составляет 10-12% в год. Вполне разумный вариант для тех, кто ищет альтернативу, например, банковским депозитам.

Почтовое дело — сфера довольно древняя. В интернете можно найти утверждение, будто бы в гробнице одного из египетских фараонов, который жил за тысячелетия до нашей эры, была найдена коллекция существовавших в те времена почтовых штемпелей. Самих оттисков по понятным причинам со времен фараона не сохранилось — да и вряд ли он их именно коллекционировал. Первый бумажный каталог почтовых штемпелей появился в 1774 году и назывался «Коллекция печатей, оттиснутых на любой коже, или на куске пергамента, или на любом листе бумаги ниже представленными способами и формами». Его составил генеральный сборщик пошлин Ирландии Джон Бурке. В истории филателии он известен и как изобретатель альбома для марок. У него на столе скопилось несколько сотен миниатюрных налоговых документов (гербовых марок), и он начал расклеивать разноцветные квитанции в конторской книге, создав первый альбом (по данным сайта stampdepo.ru).

d93bc66ae1fb676e1621d54378f3f0f3Самой дорогой на сегодняшний момент считается почтовая марка Британской Гвианы. Этот восьмиугольный клочок бумаги был выпущен в 1856 году и стоил всего 1 цент. Спустя каких-то 158 лет — в июне 2014 года — на аукционе Сотбис за нее предложили почти 9,5 млн долларов.

04_Untitled1_0Есть еще марки-миллионники. На втором месте по стоимости идет выпущенная в 1868 году почтовая марка США с изображением американского президента Бенджамина Франклина — того самого, который смотрит со стодолларовой купюры. В середине прошлого десятилетия ее обменяли на квартблок «Перевернутая Дженни» со стоимостью без малого 3 млн долларов. Сейчас цена этой марки, скорее всего, еще выше. До наших времен дожили лишь два экземпляра (по крайней мере, известно о двух). Один принадлежит Нью-Йоркской публичной библиотеке, которая получила ее в конце первой четверти прошлого века от филателиста, собравшего полную коллекцию почтовых марок США. Второй находится в частной ротации, получив в кругу коллекционеров название «Святой Грааль» (из-за игры слов и специальной прессовки на обратной стороне).

dorogaya_marka_Sicilii_oshibka1И, наконец, бронзовым призером у «маньяков-филателистов»  считается марка Сицилийского королевства. Ее обладателям повезло практически сразу, поскольку королевство просуществовало после выпуска марки всего ничего и исчезло, влившись в объединенную Италию. Мало того, марки должны были иметь желтый цвет, но по какой-то случайности появились и синие экземпляры. Эти ошибки цветокорректора (как они на самом деле назывались тогда в Италии трудно сказать) стали предметом вожделения коллекционеров. И в июне 2011 года один из экземпляров был продан в Швейцарии за 1,86 млн евро. Впрочем, оригиналы — марки с правильным цветом — тоже ценятся на рынке высоко, примерно как седан бизнес-класса в базовой комплектации.

pochtovaya_marka_Tiflisskaya_unikaНекоторое время в число ТОП-10 самых дорогих входила и первая почтовая марка, появившаяся на территории Российской Империи — Тифлисская уника. Она увидела свет в 1857 году и негашеные экземпляры даже входили в коллекцию А.Фаберже. В 2008 году один из экземпляров был продан в филателистическом аукционе за 763,6 тысячи долларов. Но потом в рейтинг ворвались гербовая почтовая марка Китая и марка с перевернутым центром, посвященная открытию Колумбом Америки, так что Тифлисская уника перешла во вторую десятку.

levanСамой дорогим экземпляром марок времен социализма считается та, на которой изображен летчик Леваневский. По одной из версий, благодарить за ее раскрутку коллекционеры должны бывшего наркома внутренних дел Ягоду, во многом ответственного за репрессии 1937 года. Изначально планировалось, что марка будет посвящена героическому (по тем временам) перелету Леваневского по маршруту Москва-Сан-Франциско. Однако подготовить ее не успели и выпустили марку в серии «Спасение челюскинцев». А сверху сделали надпечатку «Перелет Москва — Сан-Франциско через Сев.Полюс 1935». Однако то ли торопились, то ли тотальная грамотность тогда еще была не совсем тотальной, но появились экземпляры с грамматическими ошибками в надпечатке (например, «Франциско» в ряде случаев было написано со строчной буквы), а некоторые были и вовсе сделаны вверх ногами (якобы благодаря указанию Ягоды, который и сам был филателистом). Именно такой экземпляр — с малым «ф» и перевернутой напечатай — был продан за 603 тысячи долларов на одном из аукционов. Марки с Леваневским без всех этих ошибок и несуразностей стоят гораздо дешевле — несколько десятков тысяч рублей (по данным сайта stamp-up.ru). А на момент подготовки статьи на сайте coinstamps.ru и вовсе предлагалась эта марка в составе серии «Спасение челюскинцев» за 4000 рублей.

Конечно, далеко не все способны разглядеть выгоду с горизонтом планирования в полтора века. Особенно в нашем государстве, которое только за последние 100 лет пережило две мировые войны, одну гражданскую, как минимум две смены политических элит и другие процессы, которые не самым лучшим образом отразились на судьбах потенциальных и реальных коллекционеров. Но если все-таки кто-то решится, ему необходимо будет провести хорошую исследовательскую работу и понять, какие экземпляры стоит присмотреть для коллекции.

Нефтяной каталог

До недавнего времени в России — одной из крупнейших энергетических держав мира — не было своего каталога марок, посвященным нефтяной тематике. И лишь недавно, благодаря усилиям некоммерческого партнерства «Пермская нефть», он появился. Называется он незатейливо — «Филателия и нефть». Его создатели утверждают, что это первый в России опыт подобной систематизации.

D2-2В книге собраны около 3,5 тысяч марок, выпущенных более чем 190 государствами. Собраны там и другие почтовые атрибуты — штемпели, конверты, открытки, аэрограммы. Основой каталога стали коллекция нефтяного филателиста-энтузиаста — директора «Пермской нефти» Алексея Нерослова, а также филателистических фондов музея ПАО «ЛУКОЙЛ» и Музея пермской нефти».

Как рассказывал СМИ ранее сам Нерослов, первоначально его коллекция собиралась из самых разных источников — букинистические магазины, рынки, друзья-филателисты. Главная проблема заключалась в том, что в отдельное направление нефтяная тема ранее никак не выделялась. Она либо попадала в общий блок «Геология», либо оказывалась в разделе развития отдельных отраслей промышленности, либо ее надо было искать в конкретных выпусках нефтедобывающих стран.

Исчерпав возможности ближнего круга, коллекционер стал обращаться к специальным дилерам, которые искали и находили нужные марки. В конце концов, на русских энтузиастов вышел президент Ассоциации филателистов, специализирующихся на нефтяной теме — есть и такая в Америке. Это позволило пополнить коллекцию. Сейчас в мире порядка 4 тысяч марок на профильную тематику, которые выпустили примерно 200 стран — в том числе, и ныне несуществующие — Советский Союз или, например, независимая Азербайджанская Социалистическая Республика, которая просуществовала пару лет в 20-х годах прошлого века. Разумеется, такие марки имеют большую ценность у коллекционеров – если, конечно, они редки или с ними связаны какие-то курьезы.

D2-ааСамая старая марка в каталоге датирована 1897 годом. Она была издана для британской колонии Ньюфаундленд.

В Российской Империи интерес филателии к бурению был невелик, ситуация изменилась только в начале двадцатых годов прошлого века — уже в новой стране. В октябре 1921 года  в обращение поступили знаки почтовой оплаты Азербайджанской ССР достоинством в 2 рубля. На одной из них была изображена буровая вышка с фонтанирующей струей нефти. На другой — панорама сураханских нефтепромыслов с большим числом вышек на горизонте. Через два года вышла серия марок Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики — на них тоже можно было увидеть вышки.

По данным создателей каталога «Филателия и нефть», массовый выпуск стандартных серий «нефтяных» марок начался в 1930-е. Их выпускали Советский Союз, Голландия, Аргентина, Боливия и Венесуэла.

лллВпрочем, печатались «нефтяные» марки и вне «нефтяных» серий. Накануне Великой Отечественной войны в серии «Индустриализация в СССР» вышла зеленая марка с буровыми вышками. Не обошлось и без тесной связи нефтяной тематики и темы социалистического планирования. В Советском союзе были выпущены две марки с одинаковым изображением, но разным цветом (коричневым и зеленым) «За досрочное выполнение плана по добыче нефти». В следующем году появилась марка «50 лет Башкирской АССР», на которой также была изображена нефтяная вышка.

ддддВ 1971 году в Москве проходил восьмой Всемирный нефтяной конгресс, делегатам которого вручили памятную марку с эмблемой этого мероприятия – буровой вышкой. Организаторы десятого Всемирного нефтяного конгресса, который прошел в 1979 году в Бухаресте, также выпустили марку с буровой установкой — в Карпатских горах. А в 1974 году появилась марка «Нефть и газ Тюмени — на службу Родине». Также в 1971 году появилась марка «Баку. Нефтяные камни».

почтиВо второй половине 20 века наибольшее число «нефтяных» марок вводилось в почтовое обращение теми странами, где сырьевая тематика была важна для экономики. Как сообщают создатели каталога «Филателия и нефть», помимо СССР, это страны Ближнего Востока, Венесуэла, Румыния. На рубеже тысячелетий к ним присоединились нынешние партнеры России по БРИКС (Бразилия, Индия и Китай), а также Малайзия, страны Латинской Америки и постсоветские государства.

Снимок экрана 2016-02-09 в 12.50.55Каталог позволит коллекционерам получить полную информацию об исходных данных марки: дату выпуска, название выпуска, номинал, описание рисунка, размеры и другие характеристики. А в маленьких статьях, посвященных государству-эмитенту марок, можно будет узнать даже текущую оценку запасов нефти. Впервые такой объем информации будет доступен на русском языке — обычно филателистам приходится регулярно обращаться к иностранным источникам.

Продолжение следует?

Очевидно, что со временем каталог будет пополняться, поскольку нефтяная эра — по счастью — еще не закончилась. А значит, не закончился выпуск марок с тематическими изображениями. Например, в конце сентября прошлого года стало известно о новом выпуске серии почтовых марок «Морской флот России», который был посвящен проекту «Приразломное» — единственному разрабатываемому нефтяному месторождению на арктическом шельфе России. На марках изображена платформа «Приразломная» и арктический челночный танкер. Тираж у этой серии вполне себе массовый — 160 тыс штук.

еще россияСерия «Морской транспорт» вообще благожелательно относится к теме нефти. В июне 2013 года в обращение вышли две почтовые марки, на которых был изображен арктический челночный танкер «Тимофей Гуженко» — третье судно в серии танкеров усиленного ледового класса, предназначенных для морской транспортировки нефти в рамках арктического энергетического проекта «Варандей». На второй марке изображено научно-исследовательское судно «Вячеслав Тихонов», предназначенное для проведения геологоразведочных работ на континентальном шельфе.

Олег Семенов