Самый первый, самый крупный

Одним из важнейших этапов развития шельфовой добычи нефти и газа в Юго-Восточной Азии и мире в целом стали создание и производственная деятельность СП «Вьетсовпетро».

История этого уникального проекта началась с подписания 19 июня 1981 года межправительственного соглашения СССР и Социалистической Республикой Вьетнам по проведению геологической разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе юга СРВ. Вскоре Мингазпром и Главное управление нефти и газа СРВ, позднее преобразованное в госкомпанию PetroVietnam, создали в городе Вунгтау СП «Вьетсовпетро», непосредственно подчинявшееся Главморнефтегазу, специализированному главку Мингазпрома. 19 ноября того же года Совет Министров СРВ издал постановление, позволяющее совместному предприятию осуществлять деятельность на территории континентального шельфа и в районе особой экономической зоны Вьетнама.

«Вьетсовпетро» стал первым и самым крупным зарубежным проектом Главморнефтегаза. Куратором СП в министерстве стало специально созданное в 1982 году Всесоюзное промышленное объединение «Союззарубежморнефтегазпром», которое в шутку называли «объединением 26 букв». Когда в 1988 году Главморнефтегаз был передан в Миннефтепром, «26 букв» вошли в состав Внешнеэкономического объединения «Зарубежнефть», созданного в 1967 году.

Первые советские специалисты (30 человек) появились в Вунгтау в конце 1981 года. Следующий год прошел в «бумажной» работе — под руководством первого директора СП Джелала Мамедова составлялось штатное расписание, формировались подразделения, набирались кадры, делались заявки по снабжению. Полноценная работа СП началась в 1983 году, когда была заложена первая разведочная скважина. В 1984 начат монтаж опорного блока морской стационарной платформы,в июне 1985 вскрыта первая продуктивная залежь месторождения Дракон, а ровно через год начата добыча нефти со стационарной платформы уникального месторождения Белый Тигр.

Тигр, Дракон и Волк

Первая пятилетка «Вьетсовпетро» прошла неплохо (было добыто около 1 млн тонн нефти), но уже в 1988 году оптимистические настроения на предприятии сменились на упаднические и даже ликвидаторские. Первая продуктивная скважина затухала, ее дебит составлял всего 7 тонн нефти в сутки. Ситуацию спасло грамотное бурение второго ствола этой скважины, достигшего гранитного кристаллического фундамента на глубине 3 тыс. метров и давшее превосходный эффект — дебит составил 1200 тонн!

Практически одновременно была открыта промышленная нефть на месторождении Дайхунг. Эти открытия были чрезвычайно важны для предприятия и существенно повлияли на стратегию его развития. А всего в восьмидесятые годы «Вьетсовпетро» открыло 8 месторождений — Белый Тигр, Дракон, Дайхунг, Волк, Бави, Баден, Тамдао и Тханьлонг.

Работа во Вьетнаме была непростой — тяжелые погодные условия (постоянная высокая температура и стопроцентная влажность), напряженный график работы и при этом небольшая даже по тогдашним меркам совзагранслужащих заработная плата. Например, генеральный директор СП получал всего 316 долларов в месяц — столько же, сколько уборщица в советском посольстве. Семьи работников СП оставались в Союзе, и лишь позднее смогли приезжать жены и дети младшего, а затем старшего школьного возраста. Связь была плохая, письма шли по два месяца. Юридически рабочий день длился с 7 до 18 часов, фактически — с 6 до 21.

Главными поставщиками флота и оборудования для «Вьетсовпетро» были судозаводы в Выборге, Астрахани, Николаевске-на-Амуре и Керчи. Каждые три дня в СП приходило судно с необходимыми материалами и оборудованием. Существенные сложности доставляло эмбарго США в отношении Вьетнама, препятствовавшее поставкам из третьих стран.

Все лучшее – для Вьетнама

Для деятельности «Вьетсовпетро» были характерны прогрессивные формы организации работ (например, блок-модульное исполнение верхних строений платформ), а также четкая организация поставок, распределения и учета оборудования. Во Вьетнам отправлялось все самое лучшее, что было в распоряжении советской нефтегазовой отрасли. В частности, на освоении вьетнамского шельфа были задействованы уникальные плавучие краны — 1200-тонный «Исполин» и 600-тонный «Титан», а также самое современное буровое судно «Михаил Мирчинк», первооткрыватель вьетнамской нефти.

Исполин

Не обделяли СП своим вниманием и вьетнамские товарищи. Так, председатель Совета Министров СРВ До Мыой (кстати, будущий лидер страны, генеральный секретарь Коммунистической партии Вьетнама) приезжал в Вунгтау строго по графику — один раз в квартал — и очень оперативно решал все возникающие вопросы. Отметим, что все поставки для СП, как и его конечная продукция, налогами не облагались.

Титан

На первых порах все работы в СП осуществлялись, в основном, советскими специалистами, но вскоре для предприятия стали готовить местные кадры, которые со временем должны были занять ключевые позиции. В советских нефтяных вузах для вьетнамцев была выделена специальная квота, а в самом «Вьетсовпетро» была организована школа по подготовке кадров (главным образом, для строительства морских оснований для платформ). Школа выпустила несколько сот высококвалифицированных сварщиков, монтажников и бетонщиков.

Михаил Мирчинк

Уникальное строительство, проводимое СП, требовало большого объема проектной документации. Так, цех научно-исследовательских и проектных работ «Вьетсовпетро» стал полноценным институтом — НИПИморнефтегаз, объединившим под своим началом несколько десятков кандидатов и докторов наук. Именно этот НИИ проектировал береговые базы в Вунгтау и морские стационарные добывающие платформы.

В июле 1991 года правительства двух стран подписали соглашение о дальнейшем сотрудничестве в рамках «Вьетсовпетро». Деятельность предприятия была переведена на принципы полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Уставный фонд предприятия был оценен в сумме 1,5 млрд долларов, при этом доля каждой из сторон составляла 750 млн долларов. Срок деятельности СП года был продлен на 20 лет.

Увы, вскоре для СП начались сложные времена, в том числе из-за трений и разногласий партнеров. Тем не менее, «Вьетсовпетро» успешно выдержало все испытания, и внедрило современные методы управления. В частности, была усовершенствована система материально-технического снабжения — закупки начали осуществляться путем организации тендеров и конкурсов. Традиционное внимание к геологоразведке обеспечило открытие новых залежей нефти на месторождении Белый Тигр. Дополнительные финансовые ресурсы были направлены на наращивание капитального строительства и развитие предприятия. А в мае 1995 года «Вьетсовпетро» стало нефтегазовым предприятием — была начата подача газа с месторождения Белый Тигр на берег. В 2001 году в сферу деятельности «Вьетсовпетро» были включены дополнительные блоки 04-3 и 17 на южном шельфе Вьетнама, где начато поисково-разведочное бурение.

В 2006 году в ходе визита во Вьетнам президента России Владимира Путина была достигнута договоренность о продолжении совместной работы. Через два года в рамках ответного визита вьетнамского руководителя подписано соглашение, в соответствии с которым 31 декабря 2010 года СП преобразовано в компанию с ограниченной ответственностью с долевым участием в уставном капитале 49% «Зарубежнефти» и 51% PetroVietnam. По расчетам специалистов предприятия, разработка месторождения Белый Тигр будет рентабельна до 2024 года.

Орденоносная компания

Сегодня на СП «Вьетсовпетро» трудится около 300 высококвалифицированных российских специалистов. Здесь создана одна из лучших в Юго-Восточной Азии баз строительства на берегу и монтажа в море технологических и сателлитных платформ для бурения скважин и добычи нефти и газа. На месторождениях Белый Тигр и Дракон в море построено 12 платформ, 10 блок-кондукторов, 400 км трубопроводов, а также две центральных технологических платформы с общей суточной производительностью 38 тыс. тонн нефти, 46 тыс. тонн газожидкостной смеси и 26 тыс. тонн воды, 4 установки для закачки воды в пласт общей мощностью 80 тыс. кубометров в сутки, 2 газокомпрессорные станции общей мощностью 10 млн кубометров в сутки и 3 установки беспричального налива нефти.

«Вьетсовпетро» — сердце вьетнамской нефтегазовой промышленности, добывающее более половины вьетнамской нефти и удостоенное высшей награды СРВ — ордена Хо Ши Мина. Это СП — самый успешный проект «Зарубежнефти», самого высокоприбыльного госпредприятия России, и наиболее рентабельное нефтедобывающее предприятие Юго-Восточной Азии. СП удерживает прочные позиции в двадцатке наиболее рентабельных нефтедобывающих предприятий мира.

Генеральный директор СП — Нгуен Куинь Лам, заместитель генерального директора госкомпании PetroVietnam. Одновременно товарищ Нгуен является заместителем секретаря партийного комитета «Вьетсовпетро» с пятилетним сроком полномочий.

По итогам 2017 года «Вьетсовпетро» добыло 4,74 млн тонн нефти т газового конденсата и более 1,8 млрд кубометров попутного и природного газа, выручка от реализации — около 2 млрд долларов, от оказания услуг сторонним организациям — 175 млн долларов, совокупные платежи в госбюджет СРВ — около 0,9 млрд долларов.

1 октября 2017 года компания достигла важного производственного рубежа, добыв 50 млрд кубометров газа. За вычетом объемов, направленных на добычу нефти газлифтным способом, более 32 млрд кубометров газа подано на берег для нужд электроэнергетики и химической промышленности. Накопленная добыча нефти превысила 230 млн тонн.

По следам нефтяников

Успешная работа «Вьетсовпетро» стала мощным стимулом к тому, что в начале 21 века на шельф Вьетнама пришел «Газпром». В сентябре 2000 года «Газпром» и PetroVietnam учредили совместную операционную компанию «Вьетгазпром», которая приступила к геологоразведке блока 112 континентального шельфа Вьетнама.

В августе 2007 года в результате испытания поисковой скважины в заливе Бак Бо был получен промышленный приток природного газа и открыто газоконденсатное месторождение Бао Ванг («Золотая Пантера») с дока­занной продуктивностью двух пластов.

В мае 2008 года «Газпром» получил для разведки и разработки еще четыре новых углеводородных участка на шельфе Вьетнама, включая ранее открытое высокопродуктивное месторождения Бао Ванг и новый блок 111.  Оператором проекта стал «Вьетгазпром».

Уникальную школу нефтегазодобычи на вьетнамском шельфе прошли десятки тысяч советских и российских специалистов, которые сейчас успешно применяют этот ценнейший опыт, работая в различных компаниях топливно-энергетического комплекса, включая лидеров отрасли — «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Стройтрансгаз», и целый ряд других.

Григорий Волчек