Обзор крупнейших нефтяных гаваней Японии

Город при замке

Территория современной Нагои исторически была довольно густонаселенной. В 1612 году сегун и объединитель Японии Токугава Иэясу построил здесь, на берегу залива Исе на юго-восточном побережье острова Хонсю, замок Нагоя с одноименным поселением. С тех пор этот поселок стал центром провинции Овари. К середине XIX века Нагоя стала четвертым по величине городом Японии после Эдо (Токио), Осаки и Киото. 

В 1871 году в результате административной реформы нового правительства Мэйдзи была образована префектура Нагоя. В 1889 года уезд Нагоя получил статус города с населением около 150 тыс. жителей. В начале XX века Нагоя превратилась в крупный торгово-промышленный центр. В 1937 году в городе была проведена Тихоокеанская мирная выставка, на которой были представлены научно-технические и социально-экономические достижения всей юго-западной Азии. В 1989 году здесь была проведена Всемирная выставка дизайна. 

Сегодня Нагоя — крупнейший порт Японии. Акватория порта площадью более 21 кв. км прикрыта волноломом длиной 7,6 км и обеспечивает прием до 300 судов в сутки. В гавани имеются более 230 причалов общей длиной 38 км и глубиной до 13 м. Основные грузы — лесоматериалы, нефть, нефтепродукты, уголь, металлолом и металлоизделия, зерно, хлопок, шерсть, автомобили, промышленное оборудование. Суммарный грузооборот — 200 млн тонн, судопоток — 90 тыс. судов в год. Судоверфи с сухими доками и стапелями обеспечивают строительство и ремонт крупнотоннажных судов.

Вход в бухту

По японским меркам Токио — город сравнительно молодой. В XII веке местный самурай Таро Сигэнада построил здесь форт Эдо, что по-японски означает «вход в бухту». С 1590 года Эдо стал столицей сегуната (имперской столицей оставался Киото). Город быстро рос, и к XVIII веку стал одним из крупнейших городов мира. В результате реставрации Мэйдзи в 1868 году произошло свержение сегуната и восстановление императорской власти; при этом император Муцухито перенес столицу в Эдо, переименовав ее в Токио («восточная столица»). В 1872 году железная дорога связала Токио с Иокогамой, а позднее — с Кобе и Осакой. 

1 сентября 1923 года в Токио произошло страшное землетрясение; половина города была разрушена, погибли около 90 тыс. человек. Спустя 20 лет, во время Второй Мировой войны, город вновь серьезно пострадал — на этот раз от массированных воздушных атак (только при налете в ночь на 8 марта 1945 года погибли более 80 тыс. жителей). 2 сентября на борту американского линкора Миссури, пришвартованного в Токийском заливе, была подписана безоговорочная капитуляция Японии, что означало окончание Второй Мировой войны. В 1946-1948 годах в Токио прошел Международный военный трибунал для Дальнего Востока (Токийский процесс) — суд над японскими военными преступниками.

После войны Токио, как и вся страна, начал стремительно развиваться; этот процесс получил название «Японского экономического чуда», в результате которого Япония стала второй экономикой мира. Возрождение страны было наглядно продемонстрировано проведением в Токио летней Олимпиады 1964 года. 

Столичный порт, расположенный на северо-западном берегу Токийского залива, состоит из нескольких грузовых районов — Харуми, Тоесу, Ои, Синагава и Лесной гавани. Общая длина причального фронта — более 17 км, глубины — от 5 до 12 м. Основные грузы — уголь, лесоматериалы, бумага, целлюлоза, нефть, нефтепродукты, сжиженный газ, цемент, гравий, металлы, зерно, мука, соль, рыба, морепродукты. Годовой грузооборот — около 100 млн тонн (70% грузов – каботажные), судопоток — более 70 тыс. кораблей. Судоверфи, располагающие 4 сухими доками и 5 стапелями, обеспечивают строительство кораблей любого класса.

Тысяча листьев

Тиба – молодой город: одноименная префектура создана в 1873 году, в начале эпохи Мейдзи, а статус города Тиба получила в 1992 году. Название города означает «тысяча листьев», но, как ни странно, не по-японски, а по-китайски.

Гавань Тиба расположена недалеко от Токио (40 км от центра мегаполиса), но, тем не менее, в административном плане она независима от Токийского порта. Длина береговой линии порта составляет 110 км, площадь территории — 250 кв. км, акватории — 690 кв. км. Гавань состоит из 5 грузовых районов: Центральный, Капунан, Содэгаура, Итихара и Kawasaki Steel. В порту 438 причалов общей протяженностью более 40 км и глубиной от 6 до 18 м. Гавань специализируется на импорте нефти (60% общего грузооборота), угля и сжиженного газа. Кроме того, порт переваливает железную руду и зерно. Для приема нефти в Тибе имеются 25 нефтяных причалов для танкеров грузоподъемностью до 250 тыс. тонн и одноточечный рейдовый причал для танкеров дедвейтом до 100 тыс. тонн. СПГ-причал принимает газовозы грузоподъемностью до 70 тыс. тонн. Годовой грузооборот порта — 170 млн тонн, судопоток — более 90 тыс. кораблей. Судоферфи, располагающие 3 сухими доками, обеспечивают строительство и ремонт кораблей любых классов, включая супертанкеры водоизмещением до 300 тыс. тонн.

Точка контакта

Иокогама — административный центр префектуры Канагава, крупный город с населением более 3,7 млн человек. Название города означает «горизонтальный пляж» (имеется в виду песчаная отмель, расположенная перпендикулярно к берегу). Город был основан в 1858 году путем объединения расположенных в устье рек Зока и Накамура небольших рыбацких деревень. Затем в Иокогаме началось строительство крупного порта и возникло международное поселение (сеттльмент), где на правах экстерриториальности жили иностранцы. Здесь даже сформировался своего рода контактный язык иностранцев и местных жителей — иокогамский диалект (пиджин). 

В связи с тем, что Иокогама стала главной точкой контактов Японии с западным миром, здесь впервые в стране появились многие достижения цивилизации — пекарня, выпекавшая хлеб из пшеничной муки, кафе-мороженое, уличное газовое освещение, водопровод, электроснабжение, железная дорога и коммерческий банк современного образца (существующий и поныне Yokohama Specie Bank). 

В 1923 году в Иокогаме, как и в Токио, произошло мощное землетрясение, в результате которого погибли около 20 тыс. человек. 

В 2002 году в Иокогаме состоялся финал чемпионата мира по футболу. 

Как и Тиба, Иокогама расположена недалеко от Токио (30 км от центра города), но порт Иокогамы административно независим от столичной гавани. Иокогаму с Токио связывает судоходный морской канал Кейхин глубиной 8 м. Акватория Иокогамского порта площадью 92 кв. км включает рейд и внутреннюю и внешнюю гавани с 166 причалами общей длиной 40 км и глубиной до 17 м. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, уголь, цемент, лес, хлопок, зерно, рыба, машины, оборудование, металлоизделия, автомобили, химическая продукция. Общая площадь крытых складов и открытых грузовых площадок — 220 тыс. кв. м. Годовой грузооборот — 150 млн тонн. В Иокогаме находится штаб военно-морских перевозок США на Дальнем Востоке; в порту выделено 8 причалов для обслуживания американских военных кораблей. Судоверфи Иокогамы способны строить и ремонтировать корабли грузоподъемностью до 270 тыс. тонн. 

Самый глубоководный

Гигантская Токийская агломерация включает еще один крупный город-порт — Кавасаки с населением 1,5 млн человек. Это — самый глубоководный порт Японии. Длина причального фронта составляет 17 км с глубинами до 30 м. Одновременно порт может принять более 40 судов. На искусственном острове Огисима расположены причалы для супертанкеров грузоподъемностью до 250 тыс. тонн. Основные грузы — нефть и нефтепродукты (более половины всей перевалки), сельскохозяйственная и химическая продукция, машины и оборудование. Годовой грузооборот — около 100 млн тонн. Судоверфи Кавасаки располагают 2 сухими доками и стапелем.

У истоков государственности

Согласно самым древним японским историческим хроникам «Кодзики» и «Нихон Секи», именно в районе современной Осаки (юг острова Хонсю, устье реки Йодо, побережье залива Осака) в 663 году до н.э. высадились завоеватели, сломившие сопротивление туземных племен и основавшие первое японское государственное образование — Ямато. Через 1300 лет, в 638 году н.э., император Тэмму основал город Нанива, вскоре ставший столицей Японии. В начале VIII века столица была перенесена в город Нара, однако Нанива осталась крупнейшим торговым городом и международным портом Японии. Увы, затем город пришел в упадок и запустение.

В 1496 году на руинах древнего императорского дворца был построен монастырь, вокруг которого возник город, получивший название Осака (на старо-японском языке — «малый спуск», на современном японском — «большой спуск»). В XVII-XIX веках Осака стала главным торговым и банковским центром страны. Торговля способствовала расцвету искусства, в частности традиционных театров кабуки и бунраку. В 1889 году Осака получила статус города. 

Сегодня Осака — центр одноименной префектуры, крупный город с населением 2,7 млн человек. 

Площадь акватории порта Осака составляет 5 тыс. гектаров, территории — 2 тыс. гектаров. Подходный канал имеет глубину 11 м, грузовые причалы — 7,5 м, якорная стоянка — 9,5 м, нефтеналивной причал — 6 м. Основные грузы — генеральные, контейнерные, насыпные (химическая продукция и цемент), нефть и нефтепродукты. Гавань может принимать суда длиной до 300 м и дедвейтом до 90 тыс. тонн. Годовой грузооборот составляет около 100 млн тонн.

До и после землетрясения

Впервые местность, где расположен нынешний Кобе, упоминается в древнейшей летописи «Нихон Секи» в связи со строительством здесь синтоистского святилища в 201 году н.э. Во времена раннего средневековья город назывался Овада; в 1180 году в течение полугода Овада выполняла функции столицы Японии. Затем город сменил название на Хиого и стал основным центром торговли Японии и Китая. 1868 год в Хиого была открыт новый порт, имевший современные очертания. Спустя 20 лет был основан собственно город Кобе. 

Гавань Кобе была хорошо известна в Европе и Америке, так как некоторое время была единственной, принимавшей иностранные суда. В 1917 году здесь открылось училище торгового флота (в настоящее время — морской факультет Университета Кобе). В 1975 году была принята так называемая «формула Кобе», запрещающая вход в порт военным кораблям с ядерным оружием на борту.

17 января 1995 года мощное землетрясение уничтожило более 200 тыс. городских зданий и привело к гибели 5 тыс. человек. Японцы назвали эту катастрофу «Великим землетрясением Хансин-Авадзи»; после него город был отстроен практически заново. Сегодня в Кобе, административном центре префектуры Хиого, проживает 1,6 млн человек.

До землетрясения порт Кобе был крупнейшим в стране. В 2003 году для ускорения экономического развития в гавани была учреждена специальная экономическая зона. В 2007 порты Кобе и Осаки были объединены в порт Хансин под руководством единого оператора — Kobe Osaka International Port Corp. Если учитывать параметры порта Кобе отдельно, то его годовой грузооборот превышает 150 млн тонн. В сутки гавань обслуживает до 250 кораблей, а ежегодный судопоток составляет 100 тыс. судов, включая огромные круизные лайнеры, прибывающие на пассажирские терминалы Кобе и Нака. 

Григорий Волчек