Некоторые военные историки на Западе считают, что, если бы летом-осенью 1944 года у англо-американских экспедиционных сил в Европе сложилась более благоприятная ситуация с горючим, то Вторая Мировая война могла закончиться на 7 месяцев раньше. Это могло бы существенно уменьшить потери войск со всех сторон, да и политическая карта послевоенной Европы могла бы выглядеть совершенно по-другому.
Чудо-топливо
В середине 1942 года квартирмейстерская служба армии США в ходе планирования десанта в Северной Африке подсчитала, что на каждого солдата потребуется 67 фунтов (30 кг) различного снаряжения и материалов, причем половину этого количества составляет горючее. В целом эту задачу службы снабжения американской армии решили, проделав огромную работу.
В частности, в результате проведенной до начала военных действий стандартизации сухопутные войска должны были получать только одну марку бензина и одну — дизельного топлива. Для транспортировки горючего на фронт использовались стандартные сборные трубопроводы. Для ручной переноски бензина использовались трофейные немецкие канистры, к которым для удобства был приварен носик.
Безусловным успехом американских военспецов в области ГСМ была организация производства авиационного бензина с октановым числом 100. Созданное в начале 1930-х годов в лабораториях Shell в Нидерландах и США, это топливо позволяло добиться существенного улучшения технических характеристик самолетов. Правда, топливо получилось очень дорогим, но во время войны на цену вопроса обычно не смотрят. В результате к концу 1944 года спрос на «сотку» в 7 раз превышал объем, запланированный в начале войны, но потребности армии полностью удовлетворялись. Большое количество авиабензина поставлялось по ленд-лизу в СССР, причем, на этом горючем летали не только импортные Airacobra, Spitfire и Hurricane, но и отечественные самолеты.
В послевоенном отчете Управления снабжения горючим армии и флота США сообщалось: «Вооруженные силы никогда не испытывали нехватки горючего необходимых сортов в необходимых количествах и в необходимом месте. Ни одна операция не была отложена или задержана вследствие нехватки горючего». В общем-то, это было справедливо, за исключением одного случая.
Джордж — Два револьвера
Крупнейшая в мире десантная операция — высадка англо-американских войск на побережье Нормандии 6 июня 1944 года — стала первым этапом широкомасштабного наступления союзников в Западной Европе. Немцы были застигнуты практически врасплох. Нехватка топлива сильно ограничивала их возможности по быстрой переброске подкреплений на фронт, и все же до 25 июля они сдерживали продвижение союзных армий.
Когда кольцо окружения было прорвано, союзники стали быстро продвигаться вперед, преследуя врага. При этом в наибольшей степени преуспела 3-я американская армия под командованием генерала Джорджа Паттона, действовавшая на крайне правом (сначала западном, потом южном) фланге. Подвижный и импульсивный, Паттон был «военачальником прорыва».
Сильным командиром его делали природные воля, решительность и уверенность, а также создаваемый им самим образ «беспощадного Паттона». Это подкреплялось тем, что Паттон всегда носил по бокам два револьвера, причем один — инкрустированный жемчугом. На самом же деле за внешней грубостью и железной самодисциплиной скрывался … поэт, опубликовавший две книги неплохих стихов.
Продвижение войск под его командованием проходило с такой скоростью, что всего за 4 недели считанные дни удалось освободить обширную территорию Франции от Авранша в Нормандии до Меца в Лотарингии, недалеко от границы с рейхом. Попутно Паттон загнал 10 немецких дивизий (100 тыс. человек) в Фалезский котел, где вермахт потерял огромное количество личного состава (15 тыс. убитыми, 50 тыс. пленными), а также 500 танков и самоходных артиллерийских установок. Несколько лучших танковых батальонов Паттона, переданных в состав 2-й французской дивизии генерала Филиппа Леклерка, 24 августа освободили Париж.
Очевидно, что для обеспечения столь высокой мобильности требовалось огромное количество ГСМ. Паттон это хорошо понимал и использовал всевозможные способы поиска горючего. Некоторые из его подчиненных представлялись военнослужащими других армий, чтобы получить чужое топливо. Были и прямые захваты поездов и автомобильных колонн, реквизиция бензина у водителей грузовиков, подвозивших снаряжение и боеприпасы. Был случай, когда Паттон послал разведывательный самолет в тыл своих войск, чтобы определить местонахождение запасов горючего и захватить их. Короче говоря, Паттон действовал строго по алгоритму, который он описал так: «Украв немного бензина, я выиграю войну!».
Дилемма Айка
В конце августа 1944 года перед генералом Дуайтом (Айком) Эйзенхауэром, главнокомандующим союзными войсками в Западной Европе и будущим президентом США, встала дилемма: куда направить основную массу имевшихся запасов горючего — в армию Паттона, или в британскую 21-ю армейскую группу под командованием генерала (впоследствии — фельдмаршала) Бернарда Лоу Монтгомери. Последний продвигался к Антверпену крупнейшему бельгийскому порту, наиболее удобному и безопасному для приема поставок с моря.
В это время Паттон записал в своем дневнике: «У нас есть возможность выиграть войну, и такой возможности больше не представится. Если мне дадут продолжить наступление, мы окажемся в Германии уже через десять дней».
Но Эйзенхауэр выбрал Монтгомери. Британцы получили необходимое горючее, а Паттон — весьма оригинальный приказ Айка: «Двигаться вперед, пока не закончится горючее, а затем покинуть танки и машины и идти пешком».
Естественно, Паттон был не согласен, и заявил главкому: «Мои солдаты могут питаться ремнями, но танкам нужен бензин!». Увы, танки Паттона остановились на рубеже у пограничной реки Мец – их топливные баки были пусты.
4 сентября 1944 года войска Монтгомери захватили Антверпен, а на следующий день Эйзенхауэр записал в своем дневнике: «Я считаю, что теперь очень важно, чтобы Паттон снова наступал». Однако возможности наступать прежними темпами у американцев уже не было. Гитлер воспользовался приостановкой наступления советских войск в Прибалтике, Польше и Венгрии для проведения перегруппировки сил вермахта на Западе и укрепления заранее подготовленных оборонительных рубежей. Последовали восемь месяцев тяжелых кровопролитных боев.
Роковая ошибка
После войны Эйзенхауэр не раз утверждал, что принял правильное решение, остановив Паттона. Айк в своих мемуарах писал: «В последние дни лета 1944 года нам было известно, что Германия еще располагала достаточными резервами на своей территории. Любая мысль о прорыве небольшими силами, переходе через Рейн и наступлении в сердце Германии была чистой утопией».
Генерал утверждал, что ударная группировка могла очень быстро ослабеть, поскольку ей пришлось бы выделять крупные силы для защиты своих флангов. Увы, его ретивый оппонент Паттон возразить не мог — в декабре 1945 года он погиб в автокатастрофе в пригороде южногерманского города Мангейм.
Отметим, что некоторые авторитетные военные эксперты и историки, тщательно исследовавшие ситуацию, пришли к выводу о том, что Эйзенхауэр допустил роковую ошибку, разделив силы союзников. Занимать Антверпен было не обязательно — войска Монтгомери могли быть объединены с частями Паттона и брошены для прорыва не в Рурский бассейн, а на Берлин.
В частности, известный британский теоретик военного искусства Лиддел Харт (кстати, он — создатель концепции «развивающегося потока» — теории мобильной войны, базирующейся на массированном применении механизированных войск), писал: «В конце августа 1944 года немцы пребывали в замешательстве и не были готовы к серьезному отпору. Ни один мост через Рейн не был подготовлен к уничтожению. Внезапное наступление могло вызвать расчленение и поражение оборонявшихся немецких частей».
Мнению такого авторитетного специалиста, как Харт, вполне можно доверять.
Григорий Волчек