Трутнев хочет пригласить иностранные компании на российский шельф

Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Вице-премьер по развитию Дальнего Востока и Арктики Юрий Трутнев предупредил Владимира Путина, что арктический шельф «не работает на экономическое развитие России». Об этом пишет РБК со ссылкой на письмо вице-премьера на имя президента России, направленное в конце июля. Информацию изданию подтвердили два федеральных чиновника и два собеседника в нефтегазовых компаниях, знакомых с документом. 

«Ведомости» отмечают, что в 2012 году право на доступ к шельфу получили только госкомпании с пятилетним опытом работы (под этот критерий попали «Газпром» и «Роснефть»). Как пишет Трутнев в письме, за это время правительство выдало 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа, обязав компании пробурить 86 скважин за 20 лет. Однако к лету 2019 года было пробурено только пять скважин. Трутнев в письме указывает, что медленное развитие проектов на шельфе связано с отсутствием конкуренции — «Роснефть» и «Газпром», а также «Газпром нефть» не заинтересованы форсировать разработку запасов на шельфе, поскольку обеспечены запасами нефти и газа на суше более чем на 20 и 100 лет соответственно, говорится в письме. 

Как подчеркивает lenta.ru, предложение чиновника состоит в использовании норвежской модели. То есть создании государственного оператора проектов на нераспределенных участках арктического шельфа. В каждом у российских госкомпаний должно быть не менее 30 процентов, а на остальные доли смогут претендовать частные или иностранные компании. 

Трутнев указал, что следует обязать владеющие сейчас лицензиями компании начать разработку шельфа до 2022 года. В противном случае им придется вернуть лицензии на каждый проект. Также вице-премьер рассказал об идее построить российскую буровую платформу ледового класса стоимостью 100 млрд рублей. Он уверяет, что если сдавать ее в аренду работающим в Арктике компаниям, то окупить строительство и разработку удастся за 11 лет. 

На прошлой неделе, пишет «Ъ», Трутнев заявил, что для проектов в Арктике разработана система преференций. Работа идет над 1783 инвестпроектами. В ближайшие пять лет планируется удвоить эту цифру. 

Как выяснил «Ъ» ранее, Минприроды подготовило план геологоразведочных работ в арктической зоне до 2035 года, направленный на формирование грузовой базы Севморпути. Из документа следует, что нефтегазовые компании не планируют запускать уже заявленные шельфовые проекты, которые могли бы внести вклад в развитие СМИ, в ближайшее десятилетие. 

По мнению президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Шмаля, которым он поделился с корреспондентом информационного портала ura.ru, российские компании «Газпром» и «Роснефть» срывают сроки освоения арктического шельфа из-за отсутствия оборудования и необходимых технологий. 

Нефтяник отметил, что России не стоит торопиться с выходом на арктический шельф. «У нас нет оборудования, технологии и нормативной документации для работы. Мы будем готовы только через 10–15 лет. Пока есть одно месторождение, на котором работает «Газпром нефть» — Приразломное (Ненецкий автономный округ). Нужно на нем наработать опыт», — говорит Шмаль. 

По его словам, к работам на арктическом шельфе сейчас сложно привлечь даже иностранных инвесторов. «При тех ценах на нефть, которые есть на мировом рынке — меньше $60 за баррель — ни один проект по добыче нефти на арктическом шельфе не будет рентабелен, потому что затраты достаточно велики. Те же иностранные компании (Shell), которые раньше рвались на арктические шельфы, сегодня ушли с канадского и американского шельфов. Они видят, что здесь неопределенная ситуация. Они ждут лучших времен», — уточнил эксперт. 

«Упреки Трутнева в адрес нефтегазовых компаний в срыве сроков освоения шельфа понятны. Без кратного роста транспортировки нефтегазовых грузов (за исключением сжиженного природного газа, СПГ) по Северному морскому пути не увеличить его грузооборот к 2024 году до 80 млн тонн, как поручено в майском указе президента», — прокомментировал РБК директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. По его мнению, освоение шельфа Арктики сейчас целесообразно и экономически себестоимость добычи нефти там рентабельна при цене на нефть $70–80 за баррель. 

Желание разрабатывать нефтяные месторождения в северных водах России не раз высказывал президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, пишут «Ведомости». По его мнению, права на месторождения надо давать всем. «ЛУКОЙЛ и Letter One Михаила Фридмана уже участвуют в развитии арктических проектов на шельфе Норвегии. Вполне возможно, им мог бы приглянуться и российский шельф», — считает директор консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев. 

«Важность Арктики для России объясняется тем, что там сосредоточено много разнообразных ресурсов. В силу изменения климатических условий в мире эти ресурсы будут становиться постепенно более доступными», — комментирует изданию политолог Евгений Минченко. 

Аналитики БКС Кирилл Таченников и АКРА Василий Танурков выражают скепсис, говоря о развитии шельфовых проектов в Арктике при нынешних экономических условиях. «Шельф интересен как долгосрочный проект, сейчас там добывать нефть дорого. Даже при нулевых налогах и пошлинах проекты будут работать на грани рентабельности», — считает Танурков. 

«Бурение в Арктике дорогое — к примеру, на разведочную скважину «Университетская – 1» в Карском море Exxon Mobil потратила примерно $1 млрд», — напоминает «Ведомостям» директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Сейчас основная проблема — это даже не ограничения на участие в проектах для частных компаний, а санкции», — считает он. 

Источник РБК в Минэнерго сказал, что ведомство пока не подготовило позицию по предложению Трутнева — она формируется. Другой источник, близкий к Минэнерго, отметил, что министерство не пойдет против интересов «Роснефти» и «Газпрома», а они выступят против либерализации доступа на шельф. 

Кристина Кузнецова