Фото: Stock.adobe.com

Новый бум на сырьевом рынке, по мнению Goldman Sachs, может быть сравним с началом 2000-х гг., когда экономический прорыв был обусловлен успехами стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Но сейчас за «бычьими трендами», по мнению экспертов, стоят не достижения в экономике отдельных государств, а три сырьевых товара, считают в OilPrice. По мнению финансовых аналитиков, нефть, медь и литий не только хорошо покажут себя в условиях восстановления экономики на фоне выхода из пандемии, но станут также хорошим средством защиты от растущей инфляции. Тем временем один из лидеров нефтесервисной индустрии компания Schlumberger запускает литиевый завод в Неваде, где займется извлечением и переработкой этого редкоземельного метала. 

Индекс Bloomberg Commodity вырос на 11% с начала года и почти на 40% за последний год. Действия ОПЕК+ по сокращению добычи и холодная погода привели к нефтяному ралли в начале 2021 г. Bank of America выступил с более чем оптимистичным заявлением о возможном росте цен на нефть выше 100 долларов за баррель в ближайшие годы. Эксперты прогнозируют восстановление спроса летом текущего года по мере того, как все больше людей начнут путешествовать. ЕС запускает «цифровой зеленый сертификат» для вакцинированных против коронавируса, что поможет восстановлению транспортных потоков и спроса на нефть.  

Стоимость меди за последний год выросла вдвое и превысила 9 тыс. долларов за метрическую тонну из-за ограниченного предложения и высокого спроса на металл. Медь приближается к историческому максимуму 2011 г. Дефицит предложения будет нарастать по мере выхода из пандемии. Прогноз дальнейшего роста также связан с переходом автомобильных концернов на производство электромобилей, поскольку электрокарам, по информации экспертов OilPrice, требуется меди в четыре раза больше, чем автомобилям с двигателем внутреннего сгорания. На этом фоне Международная ассоциация производителей меди прогнозирует рост спроса на метал до 1,74 млн т к 2027 г. (со 185 тыс. т в 2017 г.).

Цены на литий, по данным OilPrice, выросли на 88% с начала этого года на фоне роста спроса на аккумуляторы, произведенные без использования кобальта и никеля. 70% добычи кобальта в мире приходится на Демократическую Республику Конго, в этой стране сосредоточено более половины мировых запасов этого метала. Серьезные проблемы с правами человека при добыче кобальта, включая использование детского труда, привели к отказу большинства потребителей от поставок из этого региона. Год назад Tesla заявила о переходе на литий-железо-фосфатные (LFP) аккумуляторы при производстве Model 3 на заводе в Шанхае. Уже на второй месяц с начала продаж Tesla Model 3 с аккумулятором LFP заняла 5,9% мирового рынка. В Европе на электромобиль с LFP пришлось 46% всех продаж Model 3 в январе текущего года.

Высокий спрос на литий приводит к появлению необычных для рынка бизнес конфигураций. Один из лидеров нефтесервисного рынка — компания Schlumberger — открывает литиевый завод в Неваде на фоне роста спроса на электромобили, стремясь заработать на растущем спросе на этот металл со стороны производителей электромобилей и технологических компаний. Reuters прогнозирует экспоненциальный рост спроса на литий. В начале этого года ведущий в мире производитель лития — корпорация Albemarle — заявила об удвоении производственных мощностей на предприятии также в Неваде. Кроме того, власти США выдали разрешение Lithium Americas Corp на открытие литиевого рудника Thacker Pass в северной Неваде.

Мария Кутузова