Трансиранский маршрут

Незадолго до 75-летнего юбилея Тегеранской конференции — важнейшего саммита «Большой тройки» антигитлеровской коалиции — уместно будет вспомнить об одном малоизвестном, но весьма интересным и показательном эпизоде Великой Отечественной войны.

Льготный кредит с рассрочкой

Как известно, эффективное снабжение Красной армии горючим сыграло важнейшую роль в достижении победы Советского Союза над фашистской Германией. Безусловно, львиную долю ГСМ для действующей армии произвела отечественная нефтяная промышленность, но отдельные виды горючего (в частности, высокооктановый авиационный бензин) поставлялись в нашу страну союзниками — США и Великобританией — по системе ленд-лиза. Термин это американский (закон о ленд-лизе был принят в США еще до начала Великой Отечественной войны, в январе 1941 года), а по своей юридической природе применительно к поставкам авиатоплива ленд-лиз близок к понятию льготного товарного кредита с большой рассрочкой платежа.

По итогам проходившей с 29 сентября по 1 октября 1941 года Московской конференции представителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании — были подписаны протоколы о взаимных поставках на период войны, и система ленд-лиза в полном объеме была распространена на Советский Союз. Первая партия грузов в счет этих поставок прибыла в СССР очень оперативно, уже в конце октября, но значимая помощь западных союзников в 1941–1942 годах существенно отставала от объемов, запланированных московскими протоколами. Заметное увеличение поставок началось с лета 1943 года.

Поставки осуществлялись по нескольким маршрутам: северному (атлантическому), южному (трансиранскому) и восточному (тихоокеанскому). Для перегона американских самолетов на советскую территорию использовалась воздушная трасса Аляска — Чукотка. По северному, самому короткому, маршруту арктические конвои доставляли грузы из Англии в советские порты на Баренцевом и Белом морях — Архангельск, Молотовск (ныне Северодвинск) и Мурманск. В 1941 году по этому маршруту прошло почти 43%  всех поставок Советскому Союзу, в 1942 — около 39%. По тихоокеанскому пути в 1941 году направлялось более 53% всех поставок, в 1942 году через советский Дальний Восток прошло почти 30% грузов.

Иранское направление

Южное направление поставок по ленд-лизу было обеспечено тем, что северный Иран с августа 1941 года контролировался Красной армией. Штаб советских войск размещался в Тегеране, в здании железнодорожного вокзала. Конвои с грузом шли от портов на Персидском и Оманском заливе (Абадан, Хорремшехр, Бендер-Аббас, Сирик, Джаск) по железным и автомобильным дорогам к портам на Каспии (Энзели, Ноушехр, Чамхале), откуда грузы морем судами Каспийской военной флотилии доставлялись в Баку и Астрахань. До конца 1942 года каспийские конвои подвергались активным атакам немецкой авиации. Основу поставок составляли автомобили и ГСМ. Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней.

На начальном этапе его использования (с ноября 1941 года), маршрут мог обеспечить ежемесячную переброску по нему не более 10 тыс. тонн (соответственно, по итогам 1941 года через Иран прошло всего 3% от общего объема ленд-лизовских поставок). Причина проста — в Иране не было современных транспортных коммуникаций. В связи с этим подразделения британской армии под руководством своих инженеров и с привлечением местного населения, которое было задействовано на выполнении земляных работ, безотлагательно занялись реконструкцией железной дороги от Персидского залива до Тегерана. Ими же была построена автомобильная дорога с твердым покрытием на север страны. Кроме того, англичане полностью провели реконструкцию порта Бендер-Шахпур. Еще один — Хорремшехр на Оманском заливе — с чистого листа построили американцы.

Все это дало ощутимый логистический эффект — начиная с мая 1942 года, поставки выросли до 80–90 тыс. тонн в месяц, а начиная со второй половины 1943 года и вплоть до конца войны составляли от 100 до 200 тыс. тонн в месяц.

Специально для нужд ленд-лиза рядом с иранскими портами быстрыми темпами было построено несколько автомобильных заводов, которые находились под управлением General Motors. Самые крупные — TAP I (Truck Assembly Plant I) и TAP II находились соответственно в Андимешке и Хорремшехре (в 1945 году оба завода были демонтированы и вывезены в СССР). Всего за годы войны с иранских предприятий в СССР было отправлено более 184 тысяч автомобилей, которые перегонялись по маршрутам Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку и Джульфа — Орджоникидзе (ныне — Владикавказ). Кроме того, в Абадане была налажена сборка военно-транспортных самолетов Douglas.

Узкое место

Осенью 1943 года, аккурат к началу Тегеранской конференции лидеров трех союзных держав, на каспийском побережье Ирана на железнодорожной станции близ небольшого городка Бендер-Шах акционерное общество «ИранСовНефть» Народного комиссариата (министерства) внешней торговли СССР сконцентрировало большие запасы ГСМ. Здесь скопилось полмиллиона бочек авиационного бензина и высокооктанового ком­понента (алкилата) и полтора миллиона двадцатилитровых бидонов, упакованных в плотный картон. Многие бидоны подтекали, что вызывало испарение бензина и грозило возгоранием и уничтожением всех запасов горючего.

Ситуация сложилась критическая. Было очевидно — нужно срочно отправить горючее по воде в СССР, но для этого не было подходящего транспорта. Переправить топливо сухогрузными баржами не удалось, осуществить перекачку его в нефтеналивные суда структура Наркомвнешторга оказалась не в состоянии. Все это могло привести к срыву крупных операций советской авиации.

Вследствие этого Государственный комитет обороны СССР дал поручение создать военную перевалочную базу для организации в короткий срок перекач­ки и доставки горючего для дальней и фронтовой авиации. Контроль выполнения задания осуществлял член ГКО Анастас Микоян. Управление снабжения горючим Красной армии занялось подбором специалистов и оснащением базы техническими средствами. Основным поставщиком был Туркестанский военный округ.

Ритмичная работа

В начале декабря 1943 года на базу приехали военнослужащие, имевшие боевой опыт. В штабе иранской группировки войск в Тегеране с руководителями внешторговских акционерных обществ «ИранСовТранс» и «ИранСовНефть» были согласованы вопросы материально-технического и финансового обеспечения работ, включая выделение и перегон автомобильного транспорта, найма и оплаты рабочих из числа местного населения, и т.д.

В середине декабря основной состав базы прибыл на место дислокации. Сразу же началась прокладка полевого трубопровода к причалу. Трубопровод состоял из двух ниток для подачи горючего из железнодорожных цистерн, еще двух ниток для перекачки авиатоплива из бочек, и еще двух — для подачи алкилата. Также была проложена резервная линия.

На перевалочной базе было организовано несколько погрузочно-разгрузочных площадок — для слива горючего из железнодорожных цистерн и бочек (с помо­щью мотопомп), для приемки и разгрузки продукта в таре, для складирования заполненной и порожней тары. Разгрузкой, погрузкой и складированием занимались иранские рабочие — около 300 человек. Кроме того, начале 1944 года на базу из Тегерана было завезено огромное количество песка для противопожарных целей и угроза пожара была снята.

После прибытия на терминал наливной баржи «Ишимбай», выполнявшей роль буферного резервуара, началась ритмичная работа по наливу горючего в баржи и танкера для последующей отправки в СССР. Рационализаторы придумали технологию самотечного слива бензина из бидонов и алкилата из бочек. Когда из-за жары и перегрузок отказывали мотопомпы, использовали ручной способ слива, перекачивая таким образом до 7 тыс. бочек ежесуточно! Много сил уходило на зачистку резервуаров, которая тоже производилась вручную. По сути, работники базы проявляли самый настоящий трудовой героизм.

В итоге план по переработке тарного авиагорючего был выполнен всего за 4 месяца при плановом сроке в полгода. Всего было отправлено около 30 наливных барж с ценнейшим авиационным топливом. Военно-воздушные силы СССР получили необходимое количество горючего и тем самым смогли в полной мере поддержать наступательный порыв Советской армии в 1944 году, в результате приведший к победе над фашизмом.

Всего за 3,5 года работы по трансиранскому маршруту было перевезено около 4,2 млн тонн грузов для Красной армии — около 24% общего объема ленд-лизовских поставок.

Григорий Волчек