Сырье для цифровой экономики. Нашим гаджетам больше не нужны нефть и газ…

По мнению Джерарда Райда, основателя Alexa Capital LLP, одного из ведущих финансовых экспертов в области новой энергетики, будущее «на 100% за электричеством». Природный газ сможет удерживать свое место в мировом энергобалансе еще несколько десятилетий. Однако ключевые позиции в обеспечении человечества энергией должна занять солнечная энергетика. Основатель Alexa Capital признает, что скорость изменений в энергетических системах сегодня зависит от решений политиков и регулирующих органов, создающих стимулы для развития новой энергетики. Но даже отсутствие поддержки со стороны государства не сможет заблокировать энергопереход. 

В отличие от традиционной для России точки зрения об угрозах со стороны ВИЭ, Райд утверждает: «Революция в области возобновляемой энергетики связана с превосходными изменениями в экономике и технологиях, точно такими же, как и нефтяная революция в начале двадцатого века». Сегодня лидеры мировой нефтегазовой промышленности рассматривают энергетический переход как новую возможность для диверсификации бизнеса. Shell рассчитывает к 2030 г. стать крупнейшим производителем электроэнергии. BP уже является одним из ведущих игроков в ветроэнергетике в Соединенных Штатах, производя 1,8 ГВт в год на ветроэнергетических станциях в США. Не так давно компания начала совместный проект c Tesla в области хранения энергии на ВЭС Titan 1 в Южной Дакоте.

По мнению Райда, революционную электрификацию автомобилей невозможно остановить. Прежде всего, она повлияет на спрос на нефть. Основатель Alexa Capital оценивает современные потребности автомобильного сегмента в ней примерно в 25% от всего мирового спроса на нефть. Процесс обновления мирового автопарка может растянуться на многие годы, еще больший период займет трансформация морского и авиатранспорта. Это приведет к снижению спроса на нефть со стороны транспорта.

На рынке сырьевых товаров наиболее востребованными должны стать литий и кобальт, используемые в батареях электромобилей. В перспективе, согласно оценке Райда, электрификация транспортного сегмента приведет к росту спроса на медь, алюминий, никель, сталь, графит и редкоземельные металлы. Уже сейчас инвесторы делают значительные вложения в шахты, где разрабатываются востребованные со стороны производителей электромобилей и батарей металлы.

Джерард Райд отмечает высокую концентрацию необходимых новой экономике сырьевых ресурсов. 50% мировых запасов лития находится в трех странах: Аргентине, Боливии и Чили, так называемый литиевый треугольник. Такая же ситуация с никелем: половина мировых поставок приходится на Австралию, Бразилию и Россию. Производство графита еще более концентрировано: 75% мировой добычи идет в Китае, значительные объемы доказанных запасов также сосредоточены в Бразилии и Турции. Другим победителем в долгосрочной перспективе среди сырьевых товаров станет медь. Бенефициарами мировой электрификации станут такие страны, как Перу, Чили и Индонезия, обладающие значительными запасами меди. В случае если начнется массовое производство автомобилей на топливных элементах, возможен рост спроса на платину. Райд отмечает значительные неопределенности для рынка сырьевых товаров в ближайшие десятилетия. «Сейчас мы являемся участниками революции в области электротранспорта, которая создает огромные возможности роста или угрозы, для тех, кто понимает изменения и движется в ногу со временем», — считает инвестор.

Мария Кутузова