Продолжаем обзор нефтеналивных портов России: Выборг

Монархия, княжество, республика

В 1293 году по решению Торгильса Кнутссона, регента шведского короля, на северо-восточном побережье Финского залива Балтийского моря был основан мощный замок, получивший название Выборг, что на старо-шведском языке означает «святая крепость». В 1323 году Новгородская республика и Швеция подписали Ореховецкий мирный договор, по которому граница между странами была установлена по реке Сестре; соответственно, часть Карельского перешейка вместе с Выборгом отошла к Швеции. 

В 1403 году Выборг был уравнен в статусе с Упсалой, духовной столицей Шведского королевства, и получил существенные торговые привилегии, благодаря которым быстро превратился в крупный экономический центр. В XVI—XVII веках произошло несколько русско-шведских войн, в ходе которых Выборгу отводилась роль основного плацдарма шведских войск. 

Во время Северной войны, в 1710 году, город взят русскими войсками и флотом, а по Ништадтскому мирному договору 1721 года официально вошел в состав Российской империи; в 1744 году он стал губернским центром. Жителям новой губернии позволили сохранить лютеранскую веру и часть «буржуазных свобод» (например, на выборжцев не распространялось крепостное право). 

Швеция неоднократно пыталась вернуть Выборг, но безуспешно. По итогам очередной русско-шведской войны 1808-1809 годов подписан Фридрихсгамский мирный договор, по условиям которого вся Шведская Финляндия вошла в состав Российской империи на правах Великого княжества Финляндского, частью которого стала Выборгская губерния. 

В середине XIX века Выборг начал динамично развиваться: в 1856 году открылся Сайменский канал, в 1870 году через город прошла железная дорога Санкт-Петербург — Гельсингфорс (Хельсинки). В городе началась газификация (1860 год), электрификация и телефонизация (1882 год), централизованное водоснабжение (1893 год); в 1912 году пущен трамвай. Выборг стал вторым по населению и экономическому потенциалу городом Великого княжества Финляндского (после столичного Хельсинки). Более 80% населения составляли финны, 10% — шведы. 

6 декабря 1917 года Финляндия объявила о своей независимости в форме парламентской республики; вскоре ее признало молодое советское государство. Увы, национальный консенсус не сложился — уже через полтора месяца в стране началась гражданская война, в ходе которой Выборг (финское название — Виипури) стал одним из главных центров  просоветских «красных» финнов. Война была относительно недолгой — около четырех месяцев, но весьма ожесточенной и кровопролитной; «красные» потерпели поражение.

В независимой Финляндии Выборг/Виипури сохранил свое положение второго города страны и центра экономической, культурной и общественной жизни. 

Финский транзит

В ходе советско-финляндской («зимней») войны Выборг в очередной раз стал ключевым прифронтовым городом; более того, завершилась эта война именно взятием Выборга частями Красной армии. Это произошло 13 марта 1940 года, и в тот же день боевые действия были прекращены по всей линии фронта. На следующий день подразделения финской армии организованно покинули город; вслед за ними эвакуировалось практически все финское и шведское население Выборга.

Согласно условиям Московского мирного договора, большая часть Выборгской губернии Финляндии, включая Выборг и весь Карельский перешеек, отошли к Советскому Союза и затем включены в состав Карело-Финской ССР; Выборг стал районным центром. Город начал активно заселяться советскими переселенцами и русифицироваться, но уже через 16 месяцев, летом 1941 года, в Выборг снова пришла война. 

29 августа 1941 года в город с боем вошла финская армия; после этого в Выборг начало возвращаться финско-шведское население. 20 июня 1944 года город заняла Советская армия, и финны/шведы второй раз за 4 года покинули свою малую родину. Драматический отток жителей привел к тому, что население города составило всего 2,5 тыс. человек, уменьшившись за годы войны в 30 раз! Восстановление численности населения до довоенного уровня (в основном, за счет оргнаборов и специальных переселенческих кампаний) произошло только в 70-х годах.

В конце 1944 года Выборг вместе c другими территориями Карельского перешейка передан из Карело-Финской ССР в состав Ленинградской области. Осенью 1948 года переименованы все выборгские топонимы, получившие русские названия, как правило, без каких-либо исторических обоснований. При этом «иностранное» название города, как ни странно, не изменилось. Тогда же в построен Выборгский судостроительный завод, ставший ведущим предприятием города.

Во времена «позднего СССР», когда произошла либерализация внешнеэкономических связей, важнейшим источником дохода для Выборга стала приграничная торговля с Финляндией (через город проходит основная трасса из Питера на Хельсинки). Кроме того, Выборг начал активно развиваться как туристический центр; в настоящее время он принимает более 1 млн туристов в год. В 2010 году Выборгу присвоено почетное звание «Город воинской славы». 

Стапельный город

История Выборгского порта началась в 1527 году, когда Выборг получил привилегии «стапельного города», позволявшие вести морскую торговлю с ближним зарубежьем — Великим Новгородом и Ганзейским союзом. Порт специализировался на перевалке леса, соли, смолы и табака. Позднее здесь появилось судостроение — построена галерная верфь. 

В 1846 году началось регулярное пассажирское сообщение по маршруту Санкт-Петербург – Выборг — Гельсингфорс (Хельсинки). Через 10 лет, в 1856 году, открыт Сайменский канал от Выборга до расположенного на озере Сайма Вильманстранда (Лаппеэнранты). Судоходная артерия длиной 57 км связала Выборгский порт с внутренними водными путями Саволакса, Карелии, южной и центральной Финляндии. Сразу после пуска канала началось строительство Южного порта — прообраза современной Выборгской гавани. 

Проложенная в 1870 году в порт железная дорога стала мощным стимулом для развития морских грузоперевозок. Развивалось и пассажирское сообщение, включая регулярные рейсы в Санкт-Петербург, Гельсингфорс (Хельсинки), Ганге (Ханко), Або (Турку) и Вильманстранд (Лаппеэнранту). В 1873 году в Выборге открылся первый в Финляндии яхт-клуб и создана марина для маломерного парусного флота. В 1890 году построена железная дорога, соединившая Выборг и Иматру и способствующая увеличению объемов перевалки грузов из внутренних районов Финляндии.

В 1926 году Северную и Южную гавань связала железнодорожная ветка. В тот период основной специализацией порта стала перевалка лесоматериалов, фанеры, картона, бумаги, зерна, муки, каменного угля и угольного кокса. В середине 30-х годов в связи с расширением Южного порта и присоединением к Выборгу острова Уурас (ранее – Тронгзунд, позднее – Высоцк) с его глубоководной гаванью Выборг стал крупнейшим в Финляндии экспортным морским портом.

Восстановление и развитие

В сентябре 1944 года, после восстановления советского контроля над территорией Карельского перешейка, Выборгская гавань включена в состав Ленинградского морского торгового порта в качестве порта каботажного плавания. В 1946 году Выборгский порт, сильно разрушенный в годы войны, полностью восстановлен.

В 1951 году постановлением Совета Министров СССР морской порт Выборга открыт для захода иностранных судов. Через два года Выборгская гавань включена в состав Балтийского морского пароходства как специализированный порт по экспорту леса и продукции целлюлозно-бумажной промышленности. В 1960 году к этому перечню добавились контейнерные и рефрижераторные грузы.

В 1962 году СССР и Финляндии подписали договор о передаче финской стороне в аренду сроком на 50 лет 20-километровой советской части Сайменского канала (без 14-километрового подходного фарватера в Выборгском заливе), а также острова Малый Высоцкий. В 1968 году, после проведенной финнами масштабной реконструкции, канал был торжественно открыт. Пуск важной судоходной магистрали способствовал существенному увеличению грузоперевозок (прежде всего, экспорта круглого леса, отправляемого на переработку в Финляндию).

Канал, имеющий 8 шлюзов, в течение навигации может пропустить в оба направления 11,5 тыс. судов длиной до 82 м, шириной до 12,5 м и осадкой до 4,2 м. Максимальный годовой грузооборот канала — 4,6 млн тонн (фактический пиковый объем — 2,5 млн тонн в год).

В 1983 году в состав Выборгского порта в качестве структурного подразделения вошел грузовой район (портопункт) Высоцк с крупной лесоэкспортной гаванью. Впоследствии в Высоцке, административно отделившимся от Выборга, создан крупный нефтяной терминал, принадлежащий ЛУКОЙЛу, а также газпромовский СПГ-терминал (см. материал «Балтийский акцент 2.0»).

В 1990 году завершилась модернизация гавани, в ходе которой реконструированы причалы, склады, ангары, гаражи, подкрановые пути, портальные краны, насосная электроподстанция, здания управления порта и железнодорожной диспетчерской, а также построены газовая котельная, пассажирский павильон и офис администрации грузового района. В 1991 году Выборгский морской торговый порт выведен из структуры Балтийского морского пароходства и стал самостоятельным предприятием.

Дави на газ

В настоящее время площадь территории Выборгского порта составляет 17 га, акватории — 3 кв. км; площадь крытых складов — 5 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок — 48 тыс. кв. м. Девять причалов общей протяженностью 1,1 км позволяют принимать суда осадкой до 6,5 м и длиной до 135 м. Годовой грузооборот — 2 млн тонн, включая 0,3 млн тонн наливных грузов (нефтепродуктов). 

Близость крупного нефтеналивного терминала Высоцк (12 млн тонн в год) и огромного Приморска (74 млн тонн в год; см, материал«Балтийский акцент»), а также мелководье затрудняет возможности Выборга по нефтеэкспорту, ограничивая нефтяные операции бункеровкой судов. Кроме того, несмотря на продление аренды Сайменского канала до 2063 года, в связи со вступлением Финляндии в НАТО Россия рассматривает вопрос о прекращении судоходства по каналу. Тем не менее, определенные перспективы развития нефтеналива в Выборге есть.

Отметим также, что в окрестностях Выборга расположен ключевой объект газопровода «Северный поток» — компрессорная станция «Портовая», не имеющая аналогов в России. Мощность станции — 366 МВт (8 газоперекачивающих агрегатов, включая 6 с рекордной мощностью 52 МВт). Кроме того, в состав станции входят две установки подготовки газа с системами адсорбционной очистки, управления, контроля качества и коммерческого учета газа. Рядом со станцией, на мысе Конек, строится СПГ-завод с терминалами хранения и отгрузки мощностью 1,5 млн тонн сжиженного природного газа в год.

Григорий Волчек