Михаил Андронов, президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ»

Мировая электроэнергетика стоит на пороге больших перемен. Новые технологии и программы уже в ближайшие годы окажут огромное влияние на модель функционирования рынка электроэнергии, изменят роль потребителей на нем. К этой революции уже сейчас готовятся многие страны, включая Россию, где процесс реформирования электроэнергетики продолжается уже не один год.

В 2010 году, опасаясь прогнозируемого дефицита энергетических мощностей, регуляторы рынка инициировали программу договоров на поставку мощности (ДПМ), целью которой было привлечение инвестиций в строительство новых генерирующих мощностей. В рамках программы введено в эксплуатацию более 32 ГВт новых энергообъектов.

Однако сильно завышенный прогноз спроса не оправдался, а массового выбытия генерирующих мощностей не произошло. В настоящий момент наблюдается обратная тенденция – спрос на электроэнергию в стране пошел на спад и уже снизился на 3,3%. В связи с этим в системе образовался колоссальный избыток мощности (50-55 ГВт), что в свою очередь привело к снижению эффективности генерации. Проще говоря, сейчас в России уже достаточно электростанций, при этом идет активное обсуждение продления или введения новой программы ДПМ.

Механизм договоров на поставку мощности, по сути, обеспечивает гарантированную окупаемость строительства новых электростанций. Потребители не могут отказаться от покупки мощности по контрактам ДПМ. В связи с этим отсутствуют какие-либо риски для инвестиций, что приводит к возникновению множества нерыночных механизмов.

Отмечу, модернизация атомных и гидростанций является важным стратегическим шагом для развития российской промышленности. Но внеконкурсное строительство объектов возобновляемой энергетики и мусоросжигающих заводов приводит к усилению дисбаланса в отрасли и росту объема нерыночных надбавок к цене.

Если рассмотреть вопрос с финансовой стороны, то, с 2012 года доля оплаты всей мощности, приходящаяся на механизм конкурентного отбора мощности (КОМ), снизилась вдвое и продолжит снижаться, составив к 2021 году всего 30%. Это означает, что 70% от цены мощности будет носить нерыночный характер.

Отсутствие рисков для инвестиций привело к искажению рынка. Доля платежей в конкурентном сегменте уменьшается, растет доля нерыночных надбавок и новых видов ДПМ – ВИЭ, ТБО, АЭС/ГЭС. Потребление при этом не растет и все большая доля платежей распределяется на прежнюю базу. Результат – общий объем платежей за мощность растет на 18% в год.

Потребитель не станет терпеть рост цен бесконечно, а дальнейшая нагрузка различных ДПМ будет перекладываться на поставщиков, что рано или поздно приведет к формированию перекрестной надбавки между поставщиками.

Вышеперечисленные факторы формируют два основных тренда:

1. Автономное энергоснабжение. Так, в 2016 году собственная генерация выработала уже выработала 60 млрд кВтч. Среднегодовой прирост выработки блок-станций собственной генерации составил 3,2%.

2. Переход на регулируемые договоры. Этого уже добились потребители в Бурятии. Сейчас этот механизм обсуждается в Забайкальском крае, Карелии, Калмыкии, Алтае, Ставрополе.

Все это снижает долю потребителей, которые оплачивают новое строительство, что, в конечном счете, ведет к дальнейшему росту цен.

Практика показывает, что строить электростанции можно без договоров на поставку мощности – за свои средства, через государственно-частное партнерство и иные механизмы. Например, в 2009-2016 годах без ДПМ и статуса вынужденной генерации было построено 7,1 ГВт мощностей.

Если рассмотреть современную ситуацию, мы увидим, что все необходимые для обновления системы энергоснабжения мощности уже созданы и используются. Возможно, стоит рассмотреть вариант проведения модернизации через механизм конкурентного отбора мощности, обладающего потенциалом для дальнейшего развития за счет активного вывода неэффективных мощностей.

Регулятор уже внедрил механизм заблаговременного предупреждения дефицита мощности – конкурентного отбора новых генерирующих объектов. Так, благодаря появлению «альтернативной котельной» у поставщиков и регулятора появилась возможность ликвидировать перекрестную надбавку и вернуть долг потребителям электроэнергии за субсидирование теплоснабжения. Часть этих средств может быть направлена на инвестиции в модернизацию генерирующих мощностей.

Безусловно, в отдельных российских регионах требуется создание новых мощностей взамен устаревших. Однако в настоящее время средняя загрузка станций в РФ составляет 50%, поэтому о каком-либо дефиците говорить преждевременно. Более того, потребители активно уходят от централизованного энергоснабжения в пользу своих собственных станций, так как цены на электроэнергию постоянно растут.

В экспертном сообществе все чаще звучит мысль о том, что необходимо искать альтернативные пути для привлечения инвестиций в модернизацию. Например, недавно в качестве возможного решения проблемы была впервые озвучена концепция проведения двухэтапного конкурентного отбора мощности.

Представители потребителей предложили рассмотреть возможность конкурентного отбора не по ценовым зонам оптового рынка, а по укрупненным энергорайонам, что позволит выявить потенциальные проблемы с дефицитом мощности. В перспективе необходимы меры для стимулирования нового спроса и развития двухсторонних договоров, что послужит толчком для появления новых потребителей и увеличению полезного отпуска, а также загрузке уже существующих в стране мощностей.

Нельзя забывать и о новых технологиях. Повышение надежности и эффективности энергоснабжения в развитых энергосистемах все в большей мере обеспечивают распределенные энергоресурсы. Необходимо учесть, что реальный спрос на модернизацию существующей генерации будет ниже в связи с расширением применения механизмов управления потреблением, повышением энергоэффективности, ростом объема распределенной генерации и развитием систем хранения энергии.

На прошедшем 14 ноября 2017 года совещании у президента РФ Владимира Путина министр энергетики Александр Новак отметил, что проекты ДПМ сейчас в основном завершены или близки к завершению. С 2021 года объемы высвобождаемых средств могут составить порядка 130-250 млрд рублей в год. Эти средства было предложено реинвестировать в отрасль. Таким образом, в период с 2020 года по 2030 год объем высвобождаемых средств составит примерно 1,5 трлн рублей, этого должно хватить на модернизацию около 40 ГВт установленной мощности.

Отмечу, что позиция Минэнерго направлена на гарантированное привлечение средств в отрасль для модернизации стареющих объектов. Тем не менее, энергетическое сообщество надеется, что прямое субсидирование будет сочетаться с рыночными механизмами привлечения инвестиций для достижения баланса в отрасли.

Михаил Андронов