Недавно «Нефтянка» уже писала о проблеме контрафактного топлива. Тема волнует не только нас — вчера на пресс-завтраке обсудить проблему собрались ведущие специалисты отрасли, чиновники и журналисты. К чему пришли, кто виноват и что делать?
Ситуация на топливном рынке печальная — это признают не только специалисты, но и сами участники рынка. Средняя оценка объема некачественного топлива на рынке — 25%, таковы результаты организованного РСПП и НК опроса среди собственников независимых АЗС. «Скорее не актуальной» проблему качества топлива для регионального рынка назвали целых 5% респондентов.
Главный и вечный вопрос — откуда берется «бодяга», она же «топливо, не соответствующее техрегламенту»? Эксперты солидарны — рыба гниет не с НПЗ, заводы выпускают качественный продукт, чудеса начинаются дальше, на нефтебазах. И тут в полный рост встает проблемы контроля. Официально «за все ответственный» — «Росстандарт», но система контроля качества, которая бы охватывала все стадии производства и давала бы полную статистику отсутсвует. «Раньше лаборатории были в каждом городе, а теперь даже не в каждом регионе», — отметил президент Союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль. По словам эксперта, расширение сети лабораторий совершенно необходимо, но дело это не быстрое и не дешевое.
Все согласны с тем, что проблема не в заводах, но есть соблазн впасть в другую крайность — обвинить во всем владельца АЗС и, «найдя крайнего», успокоиться. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор и отрицать существование бесчестных «заправщиков», но часто они сами оказываются в безвыходном положении. «Когда баланс спроса и предложения выдерживается, контрафакт вытесняется сам собой, так как розничным трейдерам нет необходимости покупать некачественное топливо», — отметил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Однако в последние годы в летний период уже традиционно возникает дефицит — топлива либо нет, либо оптовая цена превышает розничную и вот тогда наступает звездный час «бодяжников». Даже добросовестному владельцу придется иметь дело с недобросовестным трейдером — ну, или закрыть на время станцию.
Коренным образом отличается ситуация на рынке дизеля. Если бензина в России выпускается около 37-38 млн тонн и этот показатель примерно равен объему потребления, то дизельного топлива производится 70-75 млн тонн, что в два раза превышает внутренние потребности (остальное идет на экспорт). Дефицита нет, в итоге дизель, в отличие от бензина, не «бодяжится», но есть другая проблема — одно выдается за другое, вместо дизельного топлива вам могут налить судовое маловязкое. Секрет в том, что последнее не облагается акцизом. Казалось бы, все просто — ввести акциз на СМТ и экономическое обоснование для подмены исчезнет. Но тут есть свои подводные камни. Проблема с «подменой» решится, но при введении новых акцизов облагаться будет не только судовое маловязкое топливо, но и другие виды топлива для судовых установок, в частности, мазут. «Основной потребитель мазута — бункеровщики, — говорит председатель подкомитета по моторному топливу ТПП РФ Наталья Шуляр, — и новый налог нанесет серьезный удар по отрасли. — Рентабельность морских перевозок и так падает». Эксперт напомнила о другом необдуманном решении — «налоговом маневре», после которого вырос экспорт и начала падать переработка.
И все-таки самое часто употребляемое слово на встрече было «контроль». Полная и внятная статистика — уже полдела, и сейчас сбором и обработкой информации занимаются как «Росстандарт», так и общественные организации — РСПП, НП «Независимые отечественные нефтетрейдеры», Федерация автовладельцев России. С другой стороны, контроль статистикой не ограничивается, и при любой проблеме всегда возникает вариант решения вроде «а давайте сильнее наказывать виновных, тогда одумаются». Заместитель руководителя «Росстандарта» Алексей Кулешов рассказал о готовящихся изменениях в КоАП в соответствии с которому за выпуск топлива ненадлежащего качества будет введен оборотный штраф и административное приостановление действия организации (в черновом варианте — на три месяца).