Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Ростехнадзор завершил расследование технических причин аварии на опасном производственном объекте «Топливное хозяйство ТЭЦ-3» АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания», сообщается 16 ноября на сайте ведомства.

Как отмечают Известия, в числе причин аварии указаны: недостаточная несущая способность оснований свай разгерметизировавшегося резервуара; недостатки проектирования в ходе разработки основания; дефекты при строительстве; некачественный контроль за эксплуатацией сооружения; нарушение требований безопасности при проведении соответствующей экспертизы (в частности, не проверялось состояние фундамента резервуара и то, насколько конструкция соответствует проектной документации и требованиям соответствующих нормативов). 

«Результаты проведения технического расследования занесены в акт, в котором указаны причины и обстоятельства случившегося, допущенные нарушения требований промышленной безопасности и лица, допустившие нарушения. В акте отражены меры, принятые для локализации и ликвидации последствий, содержатся предложения по предупреждению подобных аварий. Акт подписан членами комиссии, передан им и направлен государственными органам 13 ноября 2020 года», — говорится в сообщении Ростехнадзора. 

«Ведомости» напоминают, что инцидент с разливом более 20 тыс тонн нефтепродуктов произошел 29 мая в районе проезжей части дороги, ведущей к ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании («дочка» компании ГМК «Норильский никель» — прим.). По делу о преступной халатности к полугоду исправительных работ с удержанием 15% зарплаты 19 октября был приговорен бывший мэр Норильска Ринат Ахметчин. Суд признал его виновным в том, что тот, получив информацию об аварии, в течение двух дней ничего не предпринимал для ее устранения. 

Как добавляет РБК, губернатор Красноярского края Александр Усс в середине октября заявил, что в «Норникеле» были не готовы к такой аварии, поскольку стратегия компании направлена на получение дивидендов «в ущерб технологическому обновлению производства и решению других принципиально важных задач».

В начале июля Росприроднадзор посчитал ущерб водным объектам в результате аварии: он был оценен почти в 148 млрд рублей, почвам — в 738 млн рублей. 10 сентября ведомство подало иск к «Норникелю» на возмещение экологического ущерба. В компании посчитали сумму завышенной, заявив, что уже потратили 12 млрд рублей на работы по ликвидации последствий. Позднее в компании заявили о готовности заплатить по суду 21,4 млрд рублей.  

Аварию в Норильске называют беспрецедентной по масштабам экологической катастрофой в российской Арктической зоне. Топливо из прохудившейся цистерны попало в реки Далдыкан, Амбарная, Пясина и озеро Пясино.

«Российская газета» подчеркивает, что крупнейшая в истории компенсация за загрязнение окружающей среды была назначена британской компании ВР в размере $20,8 млрд за разлив нефти в Мексиканском заливе в 2010 году. В результате взрыва на нефтяной платформе Deepwater Horizon погибли 11 человек, сама платформа затонула, а в океан в течение 152 дней вытекала нефть. Суммарно в морские воды попало около 5 млн баррелей, нефтяное пятно разлилось на 75 тысяч квадратных километров.

Окончательное решение по размеру компенсации было принято только в 2016 году. Британская компания обязалась выплатить ее в течение 16 лет. Эта компенсация сложилась из претензий федерального правительства США и прибрежных штатов Луизиана, Миссисипи, Алабама, Флорида и Техас. 

Суммарно ВР оценила свои затраты из-за аварии более чем в $53 млрд, куда вошли репутационные риски. Рыночная стоимость компании после аварии снизилась на $43 млрд из-за снижения на 12% стоимости акций. 

Кристина Кузнецова