Фото: Александр Полегенько/Известия

Люксембург возглавил рейтинг европейских стран по доступности бензина для населения, Россия с одной из самых низких цен на топливо — на 20-й позиции, на последнем месте — Украина, пишет ПРАЙМ со ссылкой на исследование РИА Новости. 

«Лидером рейтинга стал Люксембург. Жители этой страны могут приобрести на свои средние зарплаты около 3,2 тысячи литров бензина. Цены на топливо в этой стране относительно невысокие, а зарплаты при этом одни из самых больших в Европе. Второе место заняла Норвегия с 2,6 тысячами литров. Бензин в этой стране относительно дорогой, однако при этом и зарплаты тоже очень высокие. В первую пятерку рейтинга входят также Австрия, Ирландия и Великобритания. Жители этих стран могут приобрести на свои среднемесячные зарплаты более 2,3 тысячи литров бензина», — пишут в своем материале РИА Новости.

Составители рейтинга, как отмечает «Российская газета», использовали данные статистики страны Европы о ценах на бензин с октановым числом 95 по состоянию на начало июля 2020 года. Россия в этом списке находится между Чехией и Грецией. Жители нашей страны могут приобрести на свои среднемесячные зарплаты порядка 924 литров 95-го бензина. «Это больше, чем в ряде государств Восточной Европы, а также на Украине и в Беларуси. Для сравнения, жители Украины на среднюю зарплату могут позволить себе только 395 литров топлива, что в восемь раз меньше лидирующего Люксембурга и в 2,3 раза меньше, чем в России», — пишет издание.

Как напоминают «Известия», в июне в Федеральной антимонопольной службу заявили, что ситуация на российском рынке нефтепродуктов стабилизировалась, а спрос продолжает расти. При этом в ведомстве признали, что биржевые сводки стали отражением действительности: спрос на нефтепродукты падал, когда вводились карантинные меры, однако с ослаблением ограничений котировки пошли вверх.

Вместе с этим «Российская газета» напоминает, что специалисты Минэнерго рекомендовали направить на российские нефтеперерабатывающие заводы максимально возможный объем сырья для увеличения производства бензина и дизельного топлива. Тем более, что в августе ожидается увеличение добычи нефти. На фоне пандемии резко вырос спрос на автотуризм. «В связи с этим, одна из главных задач сейчас — обеспечить россиян доступным бензином и дизельным топливом в летний период отпусков», — прокомментировали изданию в ведомстве. 

«Номинально, то есть без поправки на среднюю зарплату, бензин в России дешевле, чем в Европе, однако с поправкой на зарплату доступность бензина резко снижается, и Россия оказывается ближе к концу рейтинга», — указывает гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов в беседе с изданием gazeta.ru

«В дальнейшем можно предположить, что такое положение дел сохранится: доходы населения в России не растут уже несколько лет, а бензин стабильно дорожает», — добавляет эксперт. 

Кроме того, производители топлива попросили регулятора снять запрет на импорт дешевого бензина и дизеля из заграницы, чтобы насытить спрос мелкооптовых покупателей. 

«В России очень жесткое налогообложение переработанного топлива, в том же Казахстане акцизы существенно ниже для конечного потребителя», — очертил проблемы старший научный сотрудник Финансового университета и эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

«Как таковой конкуренции на рынке нефтепереработки в России нет, за что топливный рынок страны часто называют олигопольным — регионы поделены между крупными компаниями», — отмечает эксперт. «Например, в США переработка нефти разделена: одна компания добывает нефть, а другая ее перерабатывает. В России почти все большие НПЗ принадлежат крупным вертикально-интегрированным компаниям. Независимые НПЗ находятся в плачевном положении, классический пример — довольно современный Антипинский завод, который из-за действующей налоговой системы должен около $4 млрд по кредитным займам», — рассказал Митрахович. 

«Доступность» отечественных нефтепродуктов привела к тому, что независимые сети АЗС пожаловались в ФАС на убыточность продаж топлива на заправках на фоне высоких оптовых цен, побуждающую их поднимать цены. 

Так, «Ъ» в конце прошлой недели сообщил, что Российский топливный союз (РТС) пожаловался в ФАС на убыточность реализации топлива на АЗС и просит принять меры по устранению «диспаритета оптовых и розничных цен». Это следует из письма (копия есть у «Ъ») главы союза Евгения Аркуши к руководителю службы Игорю Артемьеву от 22 июля.

Аркуша отмечает, что производство топлива не успевает за ростом потребительского спроса, что влечет за собой рост оптовых и мелкооптовых цен. «Мы видим, что производство топлива сейчас меньше 3% по отношению к прошлому году. Ситуация на рынке нестабильна и может усугубиться и тем, что ряд НПЗ готовятся встать на ремонты», — заметил он.

В своем письме глава РТС просит ФАС принять меры по увеличению производства и поставок топлива, усилению контроля за выполнением нормативов продаж топлива на бирже и содействовать скорейшей отмене моратория на импорт топлива либо ввести индикатив верхнего уровня мелкооптовых цен. 

По прогнозам главы «Петромаркета» Ивана Хомутова, объем производства бензина в июле будет ниже уровня прошлого июля на 3,5%. По его оценке, средняя по стране чистая маржа торговли бензином на АЗС ниже нуля: уровни маржи на 22 июля — минус 1 руб. за литр для АИ-92 и минут 1,5 руб. за литр для АИ-95. 

«Убыточность торговли бензином на АЗС наблюдается с июня (с 3 июня для АИ-92 и с 15 июня для АИ-95). Это стало фактором роста розничных цен на бензин во второй половине июня и июле», — отмечает Хомутов в беседе с «Ъ». «Так, еще 15 июня розничные цены на АИ-92 находились на уровне 1 января, в то время как уже 30 июня они были выше уровня начала года на 0,5%, а 16 июля — на 1,3%. Можно ожидать, что во второй половине июля цены могут вырасти еще на 1,1%, что эквивалентно 50 коп. за литр», — указывает он. 

Кристина Кузнецова