Российский топливный рынок может оказаться под давлением импортного бензина, в основном из Европы, пишет «Ъ».

По данным Reuters, на которое ссылается российское издание, бензин из России стоит дороже импортной альтернативы по меньшей мере на 6–8 тыс. руб. за тонну. При этом бензины на бирже СПбМТСБ продолжают дешеветь: стоимость АИ-92 и АИ-95 снизились 30 марта на 3% и 4%, до 41,5 тыс.руб. за тонну соответственно.  При этом, по расчетам Reuters, с учетом ввозной пошлины в 5%, текущего курса рубля, акциза и НДС импортный бензин в европейской части РФ будет стоить 37 тыс.руб. за тонну.

Как отмечает издание lenta.ru, еще более выгодным для российских АЗС станет импорт из Белоруссии, когда местные НПЗ получат российскую нефть без пошлин. 

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков допускает, что НПЗ Белоруссии могут теоретически начать масштабные поставки бензина в Россию. «Но при этом не будет уплачиваться экспортная пошлина в белорусский бюджет. Поэтому вряд ли белорусское руководство это одобрит», — заметил эксперт в беседе с изданием Eurasia Daily. Он считает, что наиболее маржинальным рынком для белорусских производителей по-прежнему остается Украина. 

Игорь Юшков также отмечает, что из других стран Европы экспортировать бензин в Россию вряд ли будет выгодно. «Хотя бы из-за стоимости логистики цена на российское топливо будет ниже импортного», — подчеркнул он. 

Как указывает агентство ПРАЙМ, причиной сложившейся ситуации является действующий демпферный механизм, придуманный, чтобы сглаживать влияние колебаний цены на нефть на стоимость топлива в РФ. При дорогой нефти бюджет компенсировал нефтяникам потери от того, что они продавали топливо внутри страны, а не на экспорт. Если нефть дешевеет, то уже нефтяники платят в бюджет. Именно это сейчас и происходит. Налоговые издержки нефтекомпании закладывают в будущие цены для потребителей, за счет чего и возникает премия для импорта. 

«Фактически на рынке создался прецедент, когда моторное топливо на российском рынке продается с премией не только к экспортной альтернативе (что сейчас компенсируется демпфером), но и к потенциальному импорту европейского бензина и дизеля», — пишет агентство со ссылкой на мнение аналитиков Альфа-банка. 

«Из-за низких цен на нефть российские НПЗ оказались на грани рентабельности — за счет демпферного механизма дотации отрасли из бюджета сократились в три раза, при этом выплаты производителей в бюджет также выросли почти в три раза», — подчеркнул в беседе с ПРАЙМ начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Брокер» Василий Карпунин. 

По оценке аналитиков ВТБ Капитал, из-за того, что отрицательный демпфер на бензин превышает премию на внутреннем рынке, более других компаний сектора может пострадать «Газпром нефть» (как наиболее зависимая от внутреннего рынка), а менее других — «Сургутнефтегаз».

Как комментирует изданию lenta.ru Сергей Ежов из Vygon Consulting, если нефтяные компании в рамках конкурентной борьбы решат снизить цены для россиян, то, исходя из действующих правил, увеличат свои убытки. 

По мнению эксперта, чтобы не доводить ситуацию до абсурда, в правительстве должны срочно скорректировать демпфер. Однако в Министерстве финансов заявили, что пока не рассматривают эту возможность. Источники утверждают, что более вероятным станет введение заградительной пошлины, делающей импорт невыгодным. 

«Ситуация выглядит фантастической — такое наблюдалось лишь в далекие 1990-е годы, когда в России не хватало бензина собственного производства», — говорит Иван Хомутов из «Петромаркета» в беседе с «Ъ»

Хотя экономически импорт топлива становится безусловно выгодным, эксперт видит ряд препятствий. Так, если в европейской части РФ есть существенные логистические ограничения на импорт топлива, то в азиатской части такой инфраструктуры практически нет. «Возможен завоз топлива железнодорожным транспортом из Финляндии, Прибалтики, Китая. Но это еще нужно организовать, причем с нуля — схем завоза продуктов из Европы в больших объемах не практиковалось уже много лет. Наиболее реалистичным в этом смысле выглядит вариант завоза продуктов с НПЗ Белоруссии», — считает Иван Хомутов. 

«Естественно, это очень плохой сценарий для российских НПЗ — они и так потеряют рынок из-за гарантированного снижения спроса на бензин в апреле — мае, так еще и столкнутся с неожиданной конкуренцией за российский рынок с зарубежными игроками», — заключает эксперт. 

Кристина Кузнецова