Коллапс мирового автопрома

Tesla временно остановила производство электромобилей в США из-за коронавируса. Сборочный конвейер на заводе во Фримонте прекратил работу 23 марта. Остановлены мощности Tesla в Нью-Йорке. Временное прекращение выпуска компанией батарей и электродвигателей отразится и на других автогигантах, которых снабжает детище Илона Маска, в их числе концерны Toyota и Daimler.  

Европейский автопром остановлен из-за пандемии. Замерло производство на заводах Volkswagen Group, PSA Group (Peugeot, Citroen, DS, Vauxhall и Opel), FIAT Chrysler и Daimler в Европе. Это уже повлияло на цепочки поставок комплектующих в Россию. Аналогичные проблемы уже привели к остановке завода BMW в Южной Африке, Audi — в Мексике. Ford и GM закрыли заводы в США, Канаде и Мексике. В Великобритании заводы Jaguar Land Rover и Bentley отправили рабочих на локдаун из-за коронавируса. Так, Jaguar Land Rover закрыл четыре британских завода до 20 апреля.

Что касается азиатских производителей, ситуация в АТР далека от кризисной. По информации Mitsubishi, заводы концерна за пределами Китая работали в обычном режиме и не испытывает сильного влияния перебоев с поставками. В Nissan и Toyota продолжают производство в Японии в штатном порядке. Тем временем китайские автоконцерны быстро вернулись к жизни. Geely останавливала производство лишь до 10 февраля, а затем быстро возвратила работников на места. Honda в марте запустила производство на заводе в Ухани. Центр распространения коронавируса быстро восстанавливает экономическую мощь. Уже к 30 марта китайский автопром восстановил производственные мощности на 97% по сравнению с докризисным.

Однако главной проблемой для всех автопроизводителей станет в этом году низкий спрос на их продукцию. Люди ограничены в перемещениях из-за эпидемии, а экономическая конъюнктура остается очень плохой. В России из-за падения цен на нефть и девальвации рубля готовится к закрытию и массовым увольнениям половина существующих автосалонов. В марте 2020 г. в стране на фоне обрушения рубля наблюдался бум продаж. Однако в дальнейшем ассоциация «Российские автомобильные дилеры» прогнозирует резкое падение спроса и повышение цен. Следствием может стать повторение сценария кризиса 2014 г., который привел к закрытию более чем 1200 дилерских центров и увольнению порядка 100 тыс. сотрудников.

Мария Кутузова