Цифровые технологии в последние годы стали полноправной и неотъемлемой частью бизнес-процессов компаний, которые хотят выжить в конкурентной гонке. Большие данные, искусственный интеллект, машинное обучение, Интернет вещей, облачные и периферийные вычисления — эти технологии часто используются не более чем на 1% от их потенциальных возможностей. Причин этому несколько, и сегодня мы рассмотрим ключевые проблемы, с которыми сталкиваются нефтехимические компании, запустившие процесс цифровой трансформации.

«Тот, кто научится превращать информационные массивы в полезные решения, тот выиграет. И наоборот: тот, кто упустит эти возможности, останется на месте, может быть, даже навсегда»

Дмитрий Анатольевич Медведев, Председатель Правительства РФ

Отставание от других отраслей

Если представить степень проникновения цифровизации в различные отрасли по прогрессирующей шкале, то наиболее перспективными сферами будут ритейл, банки, телеком, медиа, высокие технологии и автомобилестроение. И лишь в конце этой цепочки находятся нефтегаз и нефтехимия. Объясняется это тем, что для многих сфер цифровизация была приравнена к выживанию. Трансформировался — значит, остался на рынке. Для нефтехимического производства цифровизация была не так критична для выживания. Цифровизация этой отрасли началась значительно позже, и в настоящее время находится на начальном этапе своего становления, являясь одним из значимых драйверов для дальнейшего развития.

Отставание от мировых лидеров

Ведущие западные нефтехимические компании уже в конце 20 века начали масштабно внедрять digital-технологии в свою работу. В России процесс цифровизации предприятий был запущен гораздо позже, и это негативно повлияло на уровень конкурентоспособности отечественных компаний. Находясь на 41-м месте в рейтинге готовности страны к цифровой экономике, Россия существенно отстает от ведущих мировых лидеров. Эксперты называют следующие недостатки, которые тормозят внедрение новых технологий: низкий уровень инноваций, слабое состояние финансового рынка и низкая развитость государственных институтов.

Отсутствие компетентных кадров

Опрос, проведенный среди руководителей и ТОП-менеджеров российских компаний, подтвердил, что недостаток знаний и отсутствие квалифицированных сотрудников являются ключевыми препятствиями на пути к проведению успешной цифровой трансформации предприятия. Этот ответ занял первую строчку в списке, и тому есть ряд причин.

Цифровые технологии развиваются очень быстро. Скорость их появления существенно выше скорости адаптации к ним сотрудников. И, если в западных странах компании сами являются инициаторами разработки новых технологий и обучения персонала, то в Россию инновации приходят с существенным отставанием. ТОП-менеджеры и руководители подразделений часто не обладают нужными навыками и опытом, чтобы запустить процесс трансформации на должном уровне. Все это подрывает т.н. «цифровую культуру» предприятия и тормозит процесс внедрения инноваций.  Найти специалистов с должными компетенциями на российском рынке очень трудно, поэтому единственным решением для компаний станет внедрение программы по обучению и повышении квалификации собственного персонала. Что, конечно же, потребует временных и финансовых затрат. 

Для решения этой проблемы ведущие компании уже предпринимают меры. К примеру, компания «Сибур» ведет свой блог на ключевом IT-ресурсе (Habr), а также регулярно проводит воркшопы и хакатоны, на которых подбирается компетентный персонал для реализации конкретных задач компании.

Отсутствие совместимости культур

Цифровая трансформация должна проводиться специалистами, которые, во-первых, умеют внедрять и применять digital-технологии, а во-вторых, имеют глубокие знания о полном цикле производства в нефтехимической компании. Но здесь возникают определенные противоречия, связанные с совместимостью культур. Крупная компания — это чаще всего устоявшиеся сложные процессы, определенный уровень отсутствия свободы и строгая корпоративная культура. В этих условиях сложно обеспечить интерес команде разработки, которая привыкла работать на «своих» гибких условиях. Проведение цифровизации в таких условиях потребует совмещения «гибкости» и четких технических требований.

Кроме того, специалисты часто не видят себя в производственной компании, предпочитая работать в сфере IT. А большинство цифровых инициатив в нефтехимической отрасли — это не IT-проекты в чистом виде, а сложные организационные проекты, требующие выстраивания кроссфункционального взаимодействия и грамотного управления изменениями. Перед тем как оцифровывать тот или иной процесс, его необходимо сперва оптимизировать, в процессе приходится перебирать множество гипотез для получения нужного результата. 

В цифровом «Сибуре» эту проблемы решают путем разработки по гибким методологиям, agile и scrum, DevOps. На сегодняшний день выстроен процесс непрерывной интеграции (CI) и ведется работа над выстраиванием процесса непрерывной поставки (CD). В результате даже в такой консервативной среде, как нефтехимическая промышленность, компании удается создать эффективную систему разработки программных продуктов.

Отсутствие диалога 

На сегодняшний день на рынке возникла пропасть в коммуникациях между нефтехимическими предприятиями и производителями оборудования, у которых нет заказчиков из этой отрасли. В результате производители железа не имеют информации о требованиях к оборудованию в части применения в агрессивных, взрывоопасных зонах и сложных климатических условиях. Сталкиваясь с отсутствием необходимых решений, предприятиям часто приходится разрабатывать собственные продукты или адаптировать уже существующие, что требует дополнительных расходов.

Между разработчиками hardware и заказчиками из нефтихимии не хватает диалога. И получается, что разработчики создают отличное оборудование с точки зрения IT-технологий, но невозможное для применения на нефтехимическом производстве. К примеру, все без исключения оборудование должно обладать взрывозащитой и иметь соответствующие сертификаты согласно стандарту ТР ТС 012/2011, поскольку на нефтехимическом предприятии возможна локальная утечка газа и формирование взрывоопасного облака. Но разработчики про это не знают. А для того, чтобы сделать обычное оборудование взрывозащитным, необходимо полностью его переделывать — от платы и цепи до изоляции проводов. В «Сибуре» данную проблему решают путем диалога между разработчиками и созданием необходимого оборудования совместно с партнерами по четким и детальным ТЗ. Это полезно и выгодно всем сторонам, заказчик получает нужное оборудование под свои нужды, а разработчик не тратит время на создание чего-то ненужного или полную переделку имеющихся решений с нуля.

Несмотря на все сложности, на сегодняшний день ни одна компания нефтехимической отрасли не сможет обойтись без внедрения цифровых технологий и обработки больших объемов информации. Использование искусственного интеллекта, машинного обучения, аналитики больших данных и других перспективных технологий способно повысить уровень принятия верных управленческих решений и существенно повысить эффективность работы компаний. Как заявил Председатель правления «Газпром нефть» Александр Дюков, «только за счет цифровой трансформации всех направлений бизнеса можно добиться качественного роста эффективности работы в условиях высокого уровня нестабильности, характерного для современного энергетического рынка».  А значит, предприятиям необходимо максимально быстро решить имеющиеся проблемы и найти собственные пути для дальнейшего проведения цифровой трансформации.

Узнать больше про цифровизацию нефтегазовой отрасли вы можете на Саммите по интернету вещей и искусственному интеллекту IoT&AI World Summit Russia 2019.