Прогноз в 100 рублей за литр бензина невозможен в реальности, кабмин РФ располагает всеми инструментами, чтобы не допустить роста цен на топливо. Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Козак на совещании по вопросу роста цен на бензин с представителями региональных властей.
«И в СМИ, и некоторые эксперты, и представители компаний дают апокалиптические прогнозы по поводу цен к концу года – в 100 рублей. Это невозможно. Это исключено, у правительства достаточно инструментов для того, чтобы урегулировать эту ситуацию и не допустить резкого роста цен на моторное топливо», — сказал Козак.
В выходные о возможном подорожании бензина до 100 рублей за литр предупредил Независимый топливный союз (НТС), объединяющий владельцев независимых от крупных нефтяных компаний заправок. По данным экспертов НТС, достигнутая правительством договоренность о заморозке розничных цен на бензин на АЗС нефтяных компаний ставит под угрозу около 15 000 независимых заправок, разорение которых приведет к монополизации розничного топливного рынка и скачку цен.
Однако, как отмечалось, правительство обещает этого не допустить. По словам Козака, ситуация в целом уже стабилизировалась, хотя данные по регионам неравномерные: несмотря на падение биржевых цен в июне на 5,2%, в некоторых регионах они, напротив, выросли. Например, как уточняет замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин, продолжали расти цены на бензин в Крыму, республике Саха, Тюменской области.
Сейчас крупные компании стараются держать стоимость на уровне 30 мая. Мониторинги ассоциаций и ведомств в целом подтверждают факт заморозки. Если же крупные игроки отпустят цены, то кабмин в ответ поднимет пошлину на экспорт топлива втрое – до 90%.
Такой способ давления на компании уже был испытан в 2011 году. Наиболее действен он будет для заводов, которые выпускают дизель, так как около половины топлива они вывозят за рубеж. Однако, как считает Козак, пока причин устанавливать заградительные вывозные пошлины на топливо нет.
По словам ведущего аналитика ГК TeleTrade Марка Гойхмана, основной мерой стабилизации цен могла бы стать отмена или резкое снижение акциза на топливо. «По данным центра «Аналитика товарных рынков», сейчас при цене бензина, например, в 42,2 рубля за литр акциз составляет 8,4 рубля, то есть 20%. Для бюджета это очень удобно – собирать такой доход легко и приятно. Однако он практически полностью ложится на расходы АЗС и конечных покупателей, «по-братски» делясь между ними», — поясняет Гойхман.
Как отмечает эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов, в долгосрочной перспективе необходимо, чтобы объемы биржевой торговли выросли как минимум на 40 – 50%, что, в свою очередь, не выгодно крупным игрокам. Однако нефтяное лобби в правительстве всеми силами будет стараться этого не допустить. Как предупреждает Гасанов, независимые АЗС так или иначе будут уходить с рынка под влиянием крупных монополистов.
Кристина Кузнецова