Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Йемен, Кувейт и Ирак

Артюр Рембо, торговец кофе

Древнее название Адена, главного порта Йемена — Адана (Асана). Первым европейцем, посетившим Аден, стал венецианец Никколо Конти, который побывал здесь в 1440 году. 

Аден долгое время был «первым рынком Аравии», о богатстве которого с восторгом рассказывали Марко Поло и другие средневековые путешественники. В 1538 году Аден захватила Османская империя, в состав которой город входил почти сто лет. Затем городом владели арабские имамы и султаны. В 1802 году Аден стал «открытым портом для всех товаров, поступающих на английских кораблях»; в городе была учреждена фактория Ост-Индской компании. С 1839 года на протяжении почти 130 лет Аден был административным центром одноименного британского протектората. В 80-х годах XIX века в Адене несколько лет жил выдающийся французский поэт Артюр Рембо, который занимался здесь торговлей кофе, пряностями и шкурами. 

30 ноября 1967 года было провозглашено создание Народной Республики Южного Йемена со столицей в Адене. Через три года страна была переименована в Народную Демократическую Республику Йемен, а в 1990 году объединилась с Йеменской Арабской Республикой (Северным Йеменом) в единое государство со столицей в городе Сана. Соответственно, Адену достался статус «морской столицы» объединенного Йемена. 

В ходе гражданской войны, с марта по июль 2015 года, город контролировался хуситами — мятежной шиитской группировкой «Ансар Алла». 

В настоящее время в городе проживают около 1 млн человек. Основные отрасли промышленности — нефтеперерабатывающая (крупный НПЗ мощностью 140 тыс. баррелей в сутки), рыбная и судоремонтная. 

Морской порт Адена — глубокая естественная гавань на берегу Аденского залива, в 170 км от стратегического пролива Баб-Эль-Мандеб, через который пролегает кратчайший путь из Европы через Суэцкий канал и Красное море в Южную и Юго-Восточную Азию, Австралию и Океанию. Площадь территории гавани — 2 кв. км, акватории — 129 кв. км, глубины — от 6,7 до 16 м. Порт делится на 6 районов — Маалла (универсальный терминал), контейнерный терминал, нефтяную гавань Little Aden, включающую бункеровочные причалы (долфины), рыбную гавань, Aden Gulf Terminal и пассажирский терминал. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, СПГ, сельхозпродукция (зерно, мука, силос), стройматериалы (цемент), контейнеры, RoRo, генеральные грузы. Годовой грузооборот — 20 млн тонн.

Наследие советского периода

Йеменский город-порт Ходейда, расположенный на побережье Красного моря недалеко от границы с Саудовской Аравией, впервые упомянут в письменных источниках в 1454 году. В 1520 году город был завоеван Османской империей и включен в состав вилайета Йемен. С XVII века Ходейда находилась под контролем йеменских имамов, а затем снова была захвачена турками и стала центром вилайета Ходейда. Во время Первой Мировой войны город был занят английскими войсками, а после окончания войны передан султанату Асир. В 1925 году Ходейда стала частью Йеменского Мутаваккилийского королевства, а в 1967 году вошла в состав независимого Йемена. 

В 1960-е годы при содействии СССР в Ходейде были построены глубоководный порт и рыбопромышленный комплекс.

Во время гражданской войны, в 2015-2019 годах, Ходейда находилась под контролем повстанцев-хуситов. 

В настоящее время население Ходейды составляет 500 тыс. человек.

Глубина акватории и подходного канала Ходейды — 9-10 м, максимальная длина принимаемых судов — 200 м. Основные грузы — нефть и нефтепродукты, сельхозпродукция (рис, пшеница, мука, кофе, кожа, мирровое и кунжутное масло, сухофрукты, семена, орехи, табак), металлы, машины и оборудование, стройматериалы, лес, Ro-Ro и контейнеры. Годовой грузооборот — 10 млн тонн (включая 2 млн тонн нефтеналивных грузов). В гавани действует крупная судоверфь. 

Гавань для мега-танкеров

Эль-Ахмади — молодой город (основан в 1946 году) в южном Кувейте, часть столичной агломерации, административный центр провинции Ахмади; население — 40 тыс. человек. Назван в честь шейха Ахмеда аль-Джабера ас-Сабаха. В городе расположены штаб-квартира госнефтекомпании Kuwait Oil и крупные НПЗ и СПГ-комплексы, входящие в состав другой госкомпании — Kuwait National Petroleum.

Специализированный нефтеналивной порт Эль-Ахмади принадлежит Kuwait Oil. Гавань включает 5 терминалов для отгрузки нефти, нефтепродуктов и СПГ — South Pier, New Oil Pier, North Pier, Mina Abdulla Sea Island и Solids Sulphur Pier, а также выносные причальные устройства, расположенные на глубине 27,5 м и позволяющие принимать мега-танкеры неограниченной длины и дедвейта. Крупнейшие суда, заходившие в Аль-Ахмади — Jahre Viking дедвейтом 565 тыс. тонн и Kapitan Giannis дедвейтом 517 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 50 млн тонн, судопоток — 1,5 тыс. кораблей.

Именем пророка

Эш-Шуайба — портовый город на юге Кувейта, на побережье Персидского залива; назван в честь пророка Шуайба. В городе расположена основная часть промышленных предприятий столичной агломерации Эль-Кувейт, в частности, два крупных нефтехимических комплекса — Equate и PIC, производящих этилен, полиэтилен, этиленгликоль, полипропилен, серную кислоту, азотные удобрения (аммиак, карбамид и сульфат аммония),  олефины и стирол. Здесь же действует СПГ-комплекс по производству пропана, бутана и газового конденсата мощностью 7,3 млн тонн в год. 

Порт Эш-Шуайба включает 4 грузовых района — нефтеналивной (принадлежит госкомпании Kuwait National Petroleum), сухогрузный, терминал для приема барж и гавань для портофлота и маломерных судов; 20 причалов имеют общую длину более 4 км. Глубина акватории — от 13 до 16 м, максимальный дедвейт обслуживаемых судов — 100 тыс. тонн. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, химикаты, машины и оборудование, контейнеры, Ro-Ro, генеральные грузы. Годовой грузооборот — 5 млн тонн. В гавани Эш-Шуайба расположена военно-морская база США.

Остров и мост

Кувейтский порт Эш-Шувайх расположен на одноименном острове, связанным с материком сверхдлинным мостом Джабер, состоящим из двух частей: первая, длиной 36 км, проложена через залив Кувейт к городу Эс-Сабия, вторая, длиной 12,4 км — к Дохе (не путать со столицей Катара). 

Порт включает в себя 21 причал общей длиной более 4 км и глубиной от 6,5 до 10 м. Площадь складских площадок — 450 тыс. кв. м, крытых складов — 170 тыс. кв. м. Основные грузы — нефтепродукты (бункеровка), цемент, контейнеры, Ro-Ro и продукты питания (зерно, рыба, мясо, замороженные полуфабрикаты). Годовой грузооборот — 4 млн тонн, судопоток — 1,5 тыс. кораблей. 

Райский сад

Басра — город на юго-востоке Ирака, главный порт страны, административный центр одноименной мухафазы (провинции), второй по величине город в Ираке (после столичного Багдада), а также один из самых жарких городов на планете — летние температуры здесь регулярно превышают 50°C. 

Басру неофициально называют «матерью Ирака», «колыбелью арабов» и «Венецией Востока»; это — одно из предполагаемых мест расположения библейского Эдема (райского сада). 

Басра основана в 636 году вторым праведным халифом Умаром ибн аль-Хаттабом как опорный пункт арабов в Месопотамии. Спустя век Басра надолго (на 500 лет) перешла под власть Аббасидов. В 1534 году Басра вошла в состав другой империи — Османской. Время от времени Басру захватывали персы и арабы, но турки-османы возвращали контроль за стратегическим портом.

Во время Первой Мировой войны, в 1914 году, город был занят британцами. В 1921 году создано Королевство Ирак; при этом выданный Великобритании мандат Лиги Наций на управление территорией Месопотамии действовал еще 11 лет. В 1932 году провозглашена независимость Ирака, и с тех пор Басра неизменно является «южной столицей» и главным портом страны.

Во время Второй Мировой войны Басра, наряду с иранскими Буширом и Бендер-Аббасом, была основным портом, по которому в СССР через территорию Ирана доставлялись ленд-лизовские грузы — в основном, горючее, автомобили, танки и боевые самолеты. 

В 1980-1988 годах, в ходе ирано-иракской войны, Басра сильно пострадала от обстрелов иранской артиллерии. После войны на берегу реки Шатт-аль-Араб были воздвигнуты 99 статуй погибших иракских командиров, указывающих пальцами в сторону Ирана. 

Весной 2003 года, в ходе операции «Иракская свобода» Басра стала ареной ожесточенных боев коалиционных сил и иракской армии. 6 апреля 2003 года британская 7-я бронетанковая бригада штурмом взяла город. В 2007 году британская военная администрация передала контроль над городом и провинцией Басра местным гражданским властям. 

В настоящее время население Басры составляет 1,5 млн человек; в основном, это мусульмане-шииты, но есть и небольшие общины католиков и представителей восточно-христианских церквей (ассирийцев-халдеев).

Недалеко от Басры находятся гигантские нефтяные месторождения Зубайр, Румейла и Западная Курна, откуда нефть поступает в Басру по нефтепроводам. Соответственно, Басра — важный центр нефтепереработки и нефтехимии — здесь производятся различные виды топлива и моторных масел, а также серная кислота, сульфат аммония, карбамид, технический спирт, полиэтилен, поливинилхлорид и полипропилен).

Порт Басра, расположенный на реке Шатт-эль-Араб (русло, образовавшееся путем слияния Тигра и Евфрата), занимает огромную территорию, протянувшуюся на 140 км. Основные портовые районы — Эль-Маакиль, Умм-Каср (самый крупный и глубоководный), Фао, Эль-Амайя, Рыбный порт, Эль-Бакр, Эз-Зубайр, Эль-Маамар и Абу эль-Хасиб. Глубины составляют от 8 до 10 м. Основные нефтяные терминалы — глубоководный (21 м) и оборудованный выносными причальными устройствами Al-Basrah Oil Terminal (ABOT), построенный в 1974 году, и Khawr al-Amiyah Oil Terminal (KAAOT), построенный в 1958 году. В последнее десятилетие терминалы модернизированы и сейчас могут принимать супертанкеры дедвейтом до 200 тыс. тонн.

Помимо нефти и нефтепродуктов, основными грузами порта Басры являются сельхозпродукция (финики, зерно, шерсть, кожа, хлопок, сахар, чай), машины и оборудование, электротовары, автомобили, контейнеры и генеральные грузы. Годовой грузооборот — 30 млн тонн. В порту расположена крупная судоверфь.

Григорий Волчек