Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Мавритания, Сенегал, Гвинея, Кот-д’Ивуар, Гана

Кладбище кораблей

Нуадибу, ранее называвшийся Порт-Этьен — город на северо-западе Мавритании, административный центр провинции Дахлет-Нуадибу. Расположен на берегу Атлантического океана, на восточном побережье мыса Кап-Блан (Рас-Нуадибу), примерно в 450 км к северу от столицы страны, Нуакшота, в 70 км от  границы с Западной Сахарой. Свое название, которое переводится как «место шакала», город получил в 1960 году, когда Мавритания обрела независимость от Франции.

Сегодня население города составляет 130 тыс. человек. Нуадибу — одна из основных отправных точек для незаконных африканских мигрантов, использующих подручные плавсредства для того, чтобы достичь испанских Канарских островов или континентальной Европы.

Берег возле Нуадибу — одно из самых больших в мире «кладбище кораблей» — здесь находится более 500 заброшенных судов. 

Порт Нуадибу был построен в 1963 году для экспорта железной руды, добываемой в районе города Фдерик в глубине Сахары (около 700 км от побережья). Гавань включает три портовых района — универсальный торговый порт Пуэнт-Сентраль, рыболовецкий порт и специализированный железнорудный терминал Cansado, принадлежащий госкомпании Société Nationale Industrielle et Minière, крупнейшей бизнес-структуре Мавритании. Глубины в гавани — от 7 до 16 м, максимальный размер судов: длина — до 310 м, дедвейт — до 172 тыс. тонн. Нефтяной терминал Pointe des Mouettes принимает суда длиной до 200 м, осадкой до 12 м и дедвейтом до 65 тыс. тонн. Основные грузы — железная руда, нефть, нефтепродукты, СПГ, Ro-Ro, контейнеры, генеральные грузы. Годовой грузооборот — 20 млн тонн.

Тамариск или тамаринд?

Дакар — столица и крупнейший город Сенегала, расположенный на побережье Атлантического океана, на полуострове Кап-Вер (зеленый мыс). Дакар является самым западным городом материковой Африки.

Дакар основан в 1857 году как французский военный пост Н’Дакара, что означает кустистое растение тамариск (гребенщик). По другим источникам, дакар — одно из названий тамариндового дерева (индийского финика). Первоначально находившиеся здесь деревни Уакам, Нгор, Йофф и Ханн (сейчас это название городских районов Дакара) несколько раз переходили из рук в руки португальцев, голландцев и англичан, пока не попали под плотный французский контроль. 

Колониальные власти активно развивали инфраструктуру Дакара — реконструировали портовые сооружения, проложили телеграфную линию и построили железную дорогу. В 1902 году Дакар стал столицей Французской Западной Африки, в 1959 году — столицей недолговечной Федерации Мали, а в 1960 году — столицей независимого Сенегала. 

В настоящее время в городской агломерации Дакара живет более 3 млн человек, почти пятая часть населения страны. В Дакаре проживают большие арабские общины — ливанцы, марокканцы и мавританцы, а также более 20 тыс. французских экспатов. 

Гавань Дакара имеет 7 доковых бассейнов глубиной от 6 до 11 м. Общая длина причального фронта — более 9 км, что обеспечивает одновременную стоянку 50 судов. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, металлопрокат, уголь, сельхозпродукция (в основном, арахис), минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы. Портовое хозяйство включает склады общей площадью 62 тыс. кв. м, резервуарный парк для хранения нефти и нефтепродуктов, а также элеватор. Годовой грузооборот — 25 млн тонн. Судоверфь с сухим и плавучим доками, стапелем и слипами обеспечивает ремонт кораблей дедвейтом до 60 тыс. тонн. В гавани базируются военно-морские силы Сенегала и Франции.

На том берегу

Конакри основан французамив 1884 году как совокупность нескольких рыбацких поселков; название переводится с языка народности сусу как «за водой» (на другом берегу). Вскоре город стал административным центром колонии Французская Гвинея. С 1958 года, после провозглашения независимости — столица Гвинейской Республики. Население Конакри составляет 2,5 млн человек.

Порт Конакри расположен на побережье Атлантического океана. Построен в 1956 году, включает 4 грузовых терминала — универсальный, контейнерный, бокситовый и алюминиевый (принадлежит российской компании Rusal Frigua). Основные грузы — стройматериалы (клинкер, цемент, гипс, известняк, базальт), бокситы, алюминий, нефть, нефтепродукты, уголь, сталепрокат, удобрения, сельхозпродукция (рис, пшеница, бананы, кофе, ананасы, яблоки, цитрусовые, клубника, сахар, рыба), контейнеры, генеральные грузы. Годовой грузопоток — 5 млн тонн, судопоток — 500 кораблей. 

Символ мира

Абиджан — крупнейший город, экономический и культурный центр Кот-д’Ивуара. Более того, 5-миллионный Абиджан — третий по численности населения франкоязычный город в мире (после Парижа и Киншасы) и второй по числу носителей языка.

Название города на языке народности эбрие  означает «срезанные листья» (символ мира).

Абиджан, расположенный на четырех полуостровах на берегу лагуны Эбрие Гвинейского залива, основан в 1880 году французскими колонистами на месте нескольких рыбацких деревень. Развитию города способствовала постройка железной дороги, ведущей вглубь материка (магистраль Абиджан – Нигер). В 1934 году город стал административным центром французской колонии Берег Слоновой Кости (Côte-d’Ivoire). Экономическое значение Абиджана выросло после строительства в 1950 году канала Вриди (длина — 2700 м, ширина — 370 м, глубина — 13,5 м), соединившего центр города с океаническим побережьем; это позволило в следующем году открыть в Абиджане глубоководный порт. В 1960 году, после провозглашения независимости Кот-д’Ивуара, город стал столицей страны и имел этот статус до 1983 года, когда столица была перенесена во вновь построенный город Ямусукро. 

Абиджан — крупнейший порт Западной Африки, существенно влияющий на экономику не только Кот-д’Ивуара, но и ряда стран, не имеющих выхода к морю — Буркина-Фасо, Мали, Нигера и Чада. В гавани работают 8 портовых районов (терминалов) — нефтяной, контейнерный, Ro-Ro, зерновой, минерально-сырьевой, лесной, фруктовый и рыбный. 

Нефтяной терминал связан с крупнейшим в Западной Африке НПЗ Societe Ivoirienne de Raffinage. Построенный в 1965 году завод мощностью 93 тыс. баррелей в сутки, обеспечивает топливные потребности всего региона. Нефтяной терминал оборудован двумя причалами для импорта сырой нефти (максимальный дедвейт принимаемых танкеров — 250 тыс. тонн) и тремя причалами для отгрузки нефтепродуктов, включая сжиженный газ (бутан), неэтилированный бензин, керосин, дизельное топливо, вакуумный газойль и мазут; дедвейт принимаемых судов — до 30 тыс. тонн.

Годовой грузооборот порта — 30 млн тонн (включая около 10 млн нефтеналивных грузов), судопоток — 2,5 тыс. кораблей. 

Важная Тема

Тема — город в Гане на берегу Атлантического океана; входит в состав столичного региона Большая Аккра (по сути, это пригород столицы), население — около 200 тыс. человек. 

Будучи изначально рыбацкой деревней, сегодня город является крупнейшим в стране морским портом. Кроме того, Тема — важный промышленный центр (в частности, здесь расположен НПЗ Tema Refinery мощностью 45 тыс. баррелей нефти в сутки). Недалеко от Темы, в океане, экватор пересекается с Гринвичским меридианом.

Порт Темы,  построенный в 1961 году, имеет 14 причалов, включая специализированный нефтяной (принимает танкеры длиной до 250 м) глубиной от 9,5 до 12 м. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, алюминиевый и стальной прокат, текстиль, фрукты, машины и оборудование, автомобили, контейнеры, Ro-Ro. Пассажирский терминал может принимать большие круизные лайнеры. Судоверфь Темы — одна из крупнейших и новейших в Африке — оборудована слипами и сухими доками дедвейтом до 100 тыс. тонн. Годовой грузооборот гавани — 15 млн тонн, судопоток — 1900 кораблей.

Береговая база

Секонди-Такоради — третий по величине город Ганы (после столицы Аккры и Кумаси) с населением более 600 тыс. жителей, административный центр Западной области; расположен на побережье Гвинейского залива. 

Изначально это были рыбацкие деревни, названные в честь немецких купцов Таккарари и Секундиса. В XVII веке здесь были возведены два форта — голландский Орание (1644 год) и английский Секонди (1682 год). Секонди стал городом в 1894 году, Такоради — в 1926-м. Вскоре там была сооружена первая искусственная гавань в Западной Африке, оказавшее большое влияние на экономическое развитие региона. В 1946 году был образован город Секонди-Такоради в качестве единой административной единицы. 

Порт Такоради-Секонди с 9 причалами с глубинами от 6 до 14 м обслуживает, помимо ганских стивидорных компаний, заказчиков из Буркина-Фасо, Мали, Чада и Нигера. Основные грузы — нефть и нефтепродукты (есть специализированный нефтяной терминал), марганцевая руда, бокситы, клинкер, сельхозпродукция (в основном, кофе, какао и зерно), лес, машины и оборудование, контейнеры, Ro-Ro и генеральные грузы. С 2007 года, когда в 70 милях от Секонди-Такоради были открыты крупные морские нефтяные месторождения Джубили и Кейп Три Пойнтс, порт служит береговой базой для нефтяных офшорных операций. Судоверфь, оборудованная сухим доком и слипом, занимается ремонтом кораблей. Годовой грузооборот порта — 10 млн тонн, судопоток — 1700 кораблей.

Григорий Волчек