Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Оман и Катар
От Афанасия до Хейсама
Маскат — столица и крупнейший город Омана с населением более 1,6 млн человек.
В средние века Маскат стал крупным портом, обслуживавшим корабли, идущие в Персию и Индию. В 1470 году город посетил тверской купец Афанасий Никитин, упомянувший его в своих знаменитых путевых записках «Хождение за три моря» под названием Мошкат.

В XVI веке город был захвачен португальцами, построившими здесь систему военных укреплений, августинский монастырь и новые причалы. В 1648 году Маскат перешел под власть династии Йарубидов. В 1784 году город стал столицей могущественной Оманской империи.
Точное происхождение названия Маската не установлено; некоторые ученые считают, что это слово происходит от арабского «мосха» (шкура, кожа), другие утверждают, что этот термин означает «якорную стоянку».
XIX век стал периодом максимального могущества Омана, сумевшего захватить огромное побережье Индийского океана от Индии до Занзибара (Восточная Африка). Резиденция оманского султана была перенесена в Занзибар, а затем империя разделилась на две части — богатый Занзибар и бедный Маскат и Оман.

На протяжении первой половины XX века Маскат постепенно приходил в упадок, нового строительства там не велось; город был разделен стеной, возведенной еще португальцами: богатые горожане жили внутри, бедные — снаружи.

В 1964 году в Омане была обнаружена нефть; 23 июля 1970 года Кабус бен-Саид, сын правящего султана Саида бен-Таймура, сместил своего отца с престола, тем самым покончив с изоляцией и традиционализмом и начав бурную модернизацию и вестернизацию страны. Султан Кабус бессменно правил почти полвека; 10 января 2020 года он скончался в возрасте 79 лет. Страну возглавил Хейсам бен-Тарик аль-Саид, двоюродный брат Кабуса.
Население Маската очень разнородно: исторически его населяло арабское племя бани-ухайб, а также белуджи, африканцы, персы, банья и другие индийские этносы (на городском рынке можно было услышать два десятка языков). Ранее весьма заметная еврейская община города к началу XX века практически исчезла.
Маскатский порт имени султана Кабуса, построенный в конце 70-х годов, расположен на берегу Оманского залива. Длина причального фронта — 2,5 км, глубина — до 13,5 м. Причалы оборудованы для приема ролкеров и контейнеровозов, а также для бункеровки морских судов. Имеется 14 складов и 10 площадок открытого хранения грузов. Годовой грузооборот — 10 млн тонн. С 2014 года реализуется программа постепенного превращения Маската в пассажирскую, круизно-туристическую и яхтенную гавань с переносом грузопотоков и рыбопереработки в порт Сохара.
Родина Синдбада
Сохар — административный центр провинции Северная Эль-Батина; расположен в 250 км к северо-западу от Маската. Традиционно является центром рыболовства, здесь находится большой рыбный рынок. Некоторые исследователи полагают, что в Сохаре родился легендарный Синдбад-мореход.

Порт Сохара, построенный в 2003 году, находится недалеко от стратегического Ормузского пролива, на берегу Оманского залива. В 2010 году возле порта на территории 4,5 тыс. га создана свободная экономическая зона. В состав порта входят 4 грузовых района — терминал генеральных грузов, пищевой (агро-балкерный) и металлический кластеры, а также нефтяной терминал, принадлежащий Oman Oil Refineries & Petroleum Industries (ORPIC). Основные грузы — нефть, нефтепродукты (бензин, дизтопливо, керосин, нафта, полиэтилен, полипропилен, ароматические углеводороды), металлы (железная руда, сталь, алюминий, сурьма), пищевые продукты (мука, зерно, сахар, силос, соевые бобы). Глубоководные причалы позволяют принимать рудовозы и танкеры класса Valemax, включая самые большие в мире суда. Годовой грузооборот — 60 млн тонн, судопоток — 3,5 тыс. кораблей.
Дворец царицы Савской
Салала — второй по населению город Омана, административный центр южной провинции Дофар с населением более 250 тыс. человек. Это очень древний город: говорят, что здешний дворец принадлежал еще легендарной царице Савской, правившей в X веке до н.э., а недалеко от города, в горах Эль-Кар, расположена могила библейского пророка Иова (многострадального).

С 1958 года султан Омана Саид бин-Таймур безвыездно жил в Салале, откуда и правил страной. После захвата власти в 1970 году его сын Кабус бен-Саид переехал в столицу, Маскат.
Порт Салалы, равнее называвшийся Райсут, расположен на побережье Аравийского моря. Порт построен в 1998 году и включает три грузовых района (контейнерный и нефтяной терминалы и терминал генеральных грузов), а также мощности по бункеровке судов. В порту работает 21 причал общей длиной более 6 км и глубиной от 10 до 18 м. Максимальная длина принимаемых судов – до 400 м (класс Capesize). Основные грузы – цемент, клинкер, известняк, гипс (крупнейший в мире объем перевалки гипса), металлопрокат, зерно, растительное масло, пластмассы, резина, Ro-Ro, химикаты (метанол, каустическая сода), нефть, нефтепродукты (бензин, дизтопливо, керосин, этиленгликоль), контейнеры. Порт также принимает пассажирские и круизные лайнеры. Годовой грузооборот – 30 млн тонн, судопоток – более 2 тыс. кораблей.
Зимний футбол
Название Дохи, столицы Катара, вероятно, происходит от арабского слова «ад-доуха» (большое дерево); по альтернативной версии, это название — производное от слова «дохат» (бухта, залив).

Доха основана в 1850 году и первоначально носила название Аль-Бида. В 1916 году Доха стала столицей британского протектората Катар, а в 1971 — столицей независимого государства.
В 1996 году из Дохи начал вещание информационный телеканал Al Jazeera, быстро ставший одним из самых влиятельных мировых СМИ (название канала переводится как «Остров» — так местные жители часто называют Аравию, которая на самом деле является полуостровом).

В ноябре-декабре 2022 года в Катаре прошла финальная часть чемпионата мира по футболу (впервые на Ближнем Востоке и впервые осенью-зимой); 4 из 8 стадионов чемпионата были расположены в Дохе.
Порт Дохи, построенный в 1971 году, расположен на побережье Кувейтского залива; глубина основных причалов – 8 м. Три грузовых района – Доха, Рувайс и Хамад – переваливают контейнеры, генеральные грузы, сельхозпродукцию и автомобили, а также обеспечивают бункеровку судов. Годовой грузооборот – 10 млн тонн, судопоток – 1,5 тыс. кораблей.
Крупнейший в мире
Рас-Лаффан, расположенный в 80 км к северо-востоку от Дохи, у мыса Лаффан (отсюда и название города), построен как береговая база для освоения Северного газонефтяного месторождения, одного из крупнейших в мире. Месторождение с запасами 13,8 трлн кубометров природного газа и 4,3 млрд тонн нефти открыто в 1971 году; разработка началась через 20 лет.
Сегодня добыча природного газа здесь составляет около 200 млрд кубометров в год, что выводит крошечный Катар на пятое место в мире по газодобыче (после США, России, Ирана и Китая). Основные производственные мощности, принадлежащие различным СП с участием мировых мэйджоров и местных компаний QatarGas и RasGas, заняты производством сжиженного природного газа (СПГ), жидкого газомоторного топлива и сопутствующих продуктов — газового конденсата (легкой нефти), ШФЛУ и серы. Производство СПГ составляет 110 млн тонн в год с перспективой увеличения до 126 млн тонн — это крупнейший в мире СПГ-комплекс.
Завод по производству СПГ и специализированный отгрузочный терминал были построены в 1997 году. С тех пор мощности непрерывно росли и развивались; в настоящее время порт насчитывает 14 основных причалов: 6 для СПГ, один для жидких газопродуктов, один серный и 6 сухогрузных (в том числе, для судов с рампой Ro-Ro). Также есть 13 причалов для вспомогательных судов (кораблей обеспечения, плавучих кранов, буксиров и лоцманских катеров), причал для морских буровых платформ и два точечных выносных причальных устройства для погрузки нефти и нефтепродуктов.
Кроме того, к порту примыкает крупная судоверфь Erhama Bin Jaber Al Jalahma.
Нефть из Духана
Месайид(Умм-Саид) — нефтеэкспортный порт на востоке полуострова Катар; расположен в 50 км к югу от Дохи, на побережье бухты Дохат-Умм-Саид. Управление портом осуществляет государственная нефтяная компания Qatar Petroleum (ныне — Qatar Energy).
Гавань связана 117-километровым трубопроводом с Духаном, крупнейшим и старейшим в Катаре месторождением нефти. Нефтеналивной терминал начал работу в 1949 году, с тех пор существенно расширен. Кроме того, в индустриальной зоне Месайида сконцентрированы НПЗ, нефтехимические комбинаты, заводы по производству СПГ, химических удобрений, сталепроката и цемента, а также водоопреснительные предприятия.
В порту Месайида работают 30 универсальных причалов, а также контейнерный терминал. Годовой грузооборот гавани — 60 млн тонн, судопоток — 3 тыс. кораблей.
Причал для мега-танкеров
Нефтеналивной терминал на острове Халул находится в 80 км к северо-востоку от Дохи. Нефтегавань построена в 1966 году; с тех пор неоднократно расширялась. На терминале, принадлежащем Qatar Energy, производится отгрузка нефти с морских месторождений Идд Эль-Шарки, Майдан-Мазам и Бул-Ханин. Береговой парк хранения состоит из 11 резервуаров с плавающей крышей. Нефть подается на два точечных выносных причальных устройства, расположенных на глубине моря от 25 до 29 м, что позволяет принимать мега-танкеры дедвейтом до 550 тыс. тонн. На танкеры нефть поступает по гибким шлангам диаметром от 16 до 24 дюймов и производительностью до 75 тыс. баррелей в час. Ежегодно на терминале загружаются до 150 танкеров.
Григорий Волчек