1 Апреля 2015 года в мексиканском заливе у города Кампече на нефтедобывающей платформе Abkatun Alfa произошел пожар, в результате которого погибло 4 и пострадало 45 человек. В остальном все хорошо, пожар потушен и очередной экологической катастрофы не произошло. Но это повод поговорить о безопасности нефтяных платформ, морской нефтедобычи и, разумеется, экологии.

Что бы где бы ни случалось с рукотворными объектами, виноват всегда «человеческий фактор». Можно, конечно, еще свалить все на Божественное Провидение. Но если отказаться от этой гипотезы, то получается, что виновный всегда один и это — человек. Причина одна, но принимать она может разные формы, от проектных ошибок до непотушенного окурка. И различаются формы вины. В основном это небрежность и легкомыслие. Халатность и самонадеянность.

Сказанное выше к промышленным объектам относится сугубо, и трегубо — к промышленным объектам во враждебной среде. Следовательно, всякий раз, когда тонет платформа, есть конкретный виновный, который либо неправильно рассчитал максимальную высоту волны, как это было с платформой Ocean Ranger, либо сэкономил на замене проржавевшей арматуры, как в случае с жилой платформой Jupiter в Апреле 2011 года, либо просто поленился дойти до урны.

Ну и хватит лирики. Вернемся к нашим платформам.

Sea Gem 

_41249623_seagem238Достоверно неизвестно, когда произошла первая авария на нефтяной платформе. Оффшорное бурение практикуется как минимум с 1887 года (первая платформа в США) и, разумеется, время от времени платформы горели, разрушались и тонули. Первая катастрофа, которую нам удалось раскопать произошла на платформе Sea Gem в Северном море 27 декабря 1965 года.

СПБУ Sea Gem, в сущности, представляла собой старую баржу, поставленную на 10 металлических опор, и именно опоры её подвели. Для перемещения с места на место барже необходимо было опуститься на поверхность воды, то есть «поднять ноги». В процессе этой операции две из десяти опор согнулись и сломались. Баржа перевернулось, и все что было на ней незакрепленного, включая экипаж, посыпалось в холодные воды Северного моря.

В результате аварии погибло 13 членов экипажа. В результате расследования все свалили на усталость металла, а надо бы на того инженера, который эту усталость не предусмотрел.

Ну и, поскольку правила безопасности, как известно, пишутся кровью, после этого инцидента рядом с каждой платформой в обязательном порядке должно находиться так называемое «резервное судно» — для помощи и эвакуации в случае чего.

Piper Alpha 

pasted-imageСамая кровавая катастрофа произошла 6 Июля 1988 года в Северном море на платформе Piper Alpha. В результате утечки газа и возгорания погибло 167 человек, а платформа полностью разрушена. Разумеется, снова виноват человеческий фактор.

Насколько можно реконструировать события, а это сложно, поскольку платформа полностью разрушена, дело было так

Платформа была не новая, 1976 года выпуска, переоборудованная из нефтедобывающей в газодобывающую, что важно для понимания проблемы. На платформе было установлено два насоса, качающих газоконденсат на берег. Утром один из них был остановлен на плановую профилактику. Сняли предохранительный клапан, поставили заглушку, поняли, что сразу не справятся, а тут и пересменка подоспела. Оставили как было. И тут, так часто бывает, второй насос встал. Его «забило» газогидратами, которые при определенной температуре и давлении имеют привычку кристаллизоваться. Но, в общем, неважно, почему он встал. Он должен, просто обязан был встать, раз с первого сняли предохранительный клапан и никому ничего не сказали… Хотя дежурный инженер божится, что оставлял докладную.

В 21:55 дежурный менеджер включил первый насос. Из-за отсутствия предохранительного клапана давление резко начало расти, Бах! Заглушку выбивает. Где-то заискрило и — Бах! Взрыв. А мы ведь помним, что это изначально нефтедобывающая платорма, да? И брандмауэры на ней были рассчитаны на возгорание, не на взрыв. Бах! Брандмауэр не выдерживает, обломками брандмауэра пробивается еще один газопровод и — Бах! Второй взрыв.

Ну и вишенка на торте. Нет, две вишенки.

Во-первых, в полном соответствии с инструкцией, система пожаротушения на платформе была переведена в ручной режим (чтобы водолазов случайно не «засосало» насосами) и её просто не смогли включить.

Во-вторых, платформа Piper Alpha служила «хабом» для платформ Tartan и Claimore, с которых, все время, пока гибла Альфа, по трубопроводам исправно поступали углеводороды. Операторы платформ не имели права отключать подачу без прямого указания «с земли». И не отключали.

К часу ночи все было кончено. 165 человек из 226 находившихся на платформе погибли. Еще двое погибли на резервном судне Sandhaven.

Alexander L. Kielland 

alexander-l-kiellandВ Северном море тонут не только британские платформы. 27 Марта 1980 года буровая платформа Alexander L. Kielland, принадлежавшая Philips Petroleum (вошла в ConocoPhillips) затонула аккурат посередине между Шотландией и Норвегией. Непосредственной причиной стали погодные условия: ветер 40 узлов и 12-ти метровые волны.

В принципе, платформы полупогружного типа, какой был Alexander L. Kielland считаются практически непотопляемыми. Однако этой платформе не повезло: помимо шторма утоплению способствовал разрыв ребер жесткости, соединявших опоры платформы. Снова виновата «усталость металла», хотя платформе не было и четырех лет.

В результате катастрофы погибло 123 человека из 212 находившихся на платформе. Люди спасались на лодках, спасательных плотах и даже вплавь до соседней платформы. Что характерно, резервное судно, которое как раз на такой случай с 1965 года должно болтаться неподалеку не спасло ни одного человека — у него ушел час на то, чтобы добраться до места катастрофы.

Ocean Ranger 

ocean_ranger_2Похожая история случилась двумя годами позже, 15 февраля 1982 года с полупогружной платформой Ocean Ranger у берегов Ньюфаундленда. Все было проще и печальней, чем в предыдущем случае. Во время шторма волной выбило иллюминатор и морская вода залила контрольную панель системы балласта. В результате короткого замыкания или какой-то другой неисправности открылись клапаны нескольких балластных цистерн. Платформа дала крен. Есть версия, что клапаны были открыты экипажем платформы самостоятельно, поскольку последний был введен в заблуждение данными неисправной системы контроля балласта.

Ocean Ranger Monument at Confederation BuildingВ 00:52 экипаж подал сигнал SOS, в 1:30 сообщил, что покидает платформу, а в 3:07-3:13 платформа перевернулась и затонула. Никто не спасся. Эта трагедия унесла жизни 84 членов экипажа.

В этом случае даже на  «усталость металла» ничего не спишешь. Налицо конкретный инженерный просчет: иллюминатор на высоте 8,5 метров (при том, что платформа была рассчитана на волны высотой до 30 метров), да еще и с доступом в помещение с контрольными системами судна. Чудо японской инженерной мысли (платформу проектировали и строили в Хиросиме).

Р-36 Petrobras 

petrobrasМожет сложиться впечатление, что платформы тонут исключительно в холодных морях. Это не так. Платформы тонут там, где они есть. Хотя, конечно, в холодных морях обычно бывает больше жертв и меньше выживших. Океан и так-то враждебная среда, а в высоких широтах и подавно. Предыдущий пример как раз об этом — 84 человека погибли не в огне взрыва, не захлебнулись в трюмах, а пали жертвой банальной гипотермии. Замерзли, проще говоря.

Ближе к экватору море добрее, но в остальном также опасно.

Полупогружная платформа Petrobras P-36 на момент своей гибели считалась крупнейшей в мире. 15 марта 2001 года произошел взрыв у правой кормовой опоры платформы, затем второй. Взрывы унесли жизни 11 человек. Платформа дала крен в 16 градусов, и после пяти дней борьбы за плавучесть перевернулась и утонула. Причиной взрыва считается превышение допустимого давления в аварийном дренажном баке, в который поступала нефтеводяная смесь.

Enchova Central 

enchovaПлатформа Enchova Central любопытна тем, что горела дважды. В обоих случаях виноват был самый страшный враг нефтяников — внезапный выброс газа, он же — «грифон».

Первый инцидент произошел 16 августа 1984 года и унес жизни 42 человек. По иронии судьбы, главным убийцей стал не взрыв и не пожар, а неудачно проведенная эвакуация персонала. 36 человек погибли в спасательной шлюпке, когда она сорвалась с опоры, и камнем ушла под воду.

Если первый выброс платформа пережила, то второй, 24 апреля 1988 года, её добил. Это произошло в тот момент, когда платформу пытались переориентировать с нефти на газ. Произошел выброс, превентор не сработал, и потоком газа трубы вышибло из скважины, как пробку из бутылки. Труба ударилась об опору, прошла искра, которая и подожгла газ из скважины.

Платформа горела 31 день. Вся надводная часть пострадала настолько, что восстановление платформы было признано нецелесообразным. Одно хорошо: в этот раз обошлось без жертв.

Платформа «A», Union Oil 

1969_Santa_Barbara_Oil_Spill_CAИтак, платформы горят, взрываются, тонут. Однако чаще всего платформы страдают от грифонов. Тут все как в советской медицине: от чего лечат, от того и умирают. Если гибель платформы и людей само по себе плохо, то в случае с неконтролируемыми выбросами нефти ситуация отягощается практически неминуемым разливом. Чаще всего удается «заткнуть фонтан» в разумные сроки, после чего заняться ликвидацией разлива. Однако иногда продуктивность скважины так высока, а ликвидировать прорыв технически настолько сложно, что выброс длится днями, неделями месяцами, а объем разлившейся нефти приближается к экологической катастрофе. О некоторых таких случаях и поговорим.

Первый из крупных разливов с нефтедобывающей платформы, по крайней мере первый, который удалось найти, произошел в 1969 году на платформе «А», компании Union Oil недалеко от знаменитой Санта Барбары.

Утром 28 января 1969 года буровая закончила бурение скважины на глубину 1060 метров. Только первые 73 метра скважины были защищены обсадной трубой. Остальные, положенные по закону и технике безопасности 200 метров стальной защиты предполагалось установить после того, как будет извлечен бур, но не тут-то было. Как только буровики достали бур, произошел выброс огромного фонтана нефти, газа и бурового раствора. Рабочие попытались установить превентор, но под давлением в 7 мегапаскалей это оказалось невозможно. Трубу решили просто «заклепать». И заклепали. Но, как мы помним, обсадные трубы не были спущены на всю глубину. Поэтому нефть и газ стали просачиваться сквозь мягкие песчаники морского дна. Примерно через 14 минут от начала выброса поверхность океана в восьмистах метрах от платформы буквально вскипела под воздействием выходящих из трещины в морском дне нефти и газа. Лишь 6 февраля выброс удалось остановить, закачав в скважину 13000 баррелей самого тяжелого бурового раствора под огромным давлением. Скважину заткнули, но к этому моменту разлив составил 8000 кубометров нефти. Пляжи и бухты Санта Барбары были покрыты слоем нефти местами толщиной до 20 сантиметров. Пострадало огромное количество птиц и прочей морской фауны, около 800 малых судов (лодок и яхт) стоявших в бухтах, о рыболовстве не стоит и говорить.  Очистные работы продолжались до конца августа 1969 года, а местами загрязнение сохранялось и в 1970 году. Не прекращались до 1970 года и выбросы из мелких трещин.

В целом из месторождения вытекло около 100000 баррелей нефти, и вплоть до катастрофы Deep Horizon в 2010 году платформа «А» удерживала печальный рекорд по разливам с оффшорных платформ.

А платформа, что любопытно, до сих пор функционирует.

Sedco 135F 

sedco135fЭтот инцидент больше известен как IXTOC I, по скважине, но раз уж мы говорим о платформах, то и назовем его по платформе. В 1979 году полупогружная трехопорная платформа Sedco 135F бурила скважину IXTOC I  в мексиканском заливе для соплеменной (мексиканской) госкомпании PEMEX. Пробурились на глубину 3657 метров, когда в скважине нарушилась циркуляция бурового раствора. Было принято решение бур убрать, а скважину закрыть. Без гидравлического давления бурового раствора нефть и газ из скважины вырвались на поверхность, пока буровики осуществляли работы по закрытию скважины. Превентор не справился с напором. Углеводороды воспламенились, платформа загорелась и обрушилась, завалив дно и устье скважины громоздкими обломками вроде буровой вышки и трех километров труб, что а дальнейшем сильно осложнило борьбу с разливом.

Дебит скважины составил по началу 30000 баррелей в день, позднее снизился до 10000 баррелей в день. Чтобы хоть как-то снизить давление, пришлось пробурить две дополнительные скважины. В итоге скважину удалось закрыть только девять месяцев спустя, 23 марта 1980 года.

Размер нефтяного пятна составил 180 на 80 километров, всего утекло 3,5 миллиона баррелей нефти, что на долгих три десятилетия сделало PEMEX рекордсменом по загрязнению морей.

Deepwater Horizon

deepwater-horizonИ, наконец, самая известная, самая свежая из экологических катастроф, связанных с оффшорным бурением. Взрыв в мексиканском заливе у побережья Луизианы нефтяной платформы Deepwater Horizon, компании British Petroleum. Эта трагедия происходила практически в прямом эфире и на глазах у большинства наших читателей, поэтому ограничимся лишь самыми основными фактами.

20 апреля 2010 года в 22:00  по местному времени на платформе Deepwater Horizon произошёл взрыв, затем пожар. Попытки потушить пожар в течение 36 часов ни к чему не привели и 22 апреля 2010 года платформа затонула. В результате взрыва и спасательных мероприятий погибло 11 человек.

С первой минуты скважина начала фонтанировать нефтью, однако, поскольку бурение осуществлялось на глубине 1500 метров размер бедствия стал ясен совсем не сразу. Первоначально объем выбросов предполагался в размере 5000 баррелей в день, затем подняли до 10000 и лишь в 20 июня 2010 BP пришлось признать, что ежедневный дебит скважины может составлять до 100000 баррелей.

Всего за 152 дня борьбы с разливом в воды Мексиканского залива утекло до 5 миллионов баррелей нефти, а нефтяное пятно достигло размера свыше 900 километров в диаметре. Все это делает BP самой грязной компанией в прямом смысле, а попытки скрыть, исказить и замолчать информацию — еще и в переносном.

Мы обязательно подготовим и опубликуем большой редакционный материал, напомним все версии и детально восстановим ход событий к годовщине трагедии.

Что у нас? 

Мы рассмотрели девять случаев аварий на платформах, и все зарубежные. А что же Россия? Или, если брать весь период активного оффшорного бурения, что же СССР и Россия?

Gulf_Coast_PlatformsВ СССР все сложно. Во-первых, потому, что все плохое по возможности замалчивалось, во-вторых, статистически оффшорного бурения почти что и не было, как нет его и в современной России. Весь советский и российский сектор оффшорного бурения укладывается в рамки статистической погрешности. К примеру, в одном только Мексиканском заливе и только вдоль побережья США сосредоточено 3858 действующих платформ. В Каспийском же море, по данным компании «RPI», потребность в платформах в период до 2020 года в целом оценивается в диапазоне 71-87 единиц. Сравниваем с четырьмя тысячами и плачем. Соответственно, где платформ больше, там они и тонут чаще. О чем нам говорит, например, вот эта диаграмма:

page28image17656

«60 лет Азербайджана» 

082600047303И все же один любопытный инцидент в истории советского освоения Каспия нашелся. Речь о СПБУ «60 лет Азербайджана», которая затонула 9 сентября 1983 года вблизи мыса Ракушечный в казахстанском секторе Каспийского моря.

9 августа 1983 года СПБУ «60 лет Азербайджана» была установлена в районе структуры Ракушечное море для бурения разведочной скважины. 22 августа 1983 года пробурились на 511 метров и остановились для работ по цементированию скважины.

8 сентября в 5 часов утра скважина перешла в открытое фонтанирование и к 7 часам утра поток фонтанирующей жидкости достиг высоты 10 метров. К 9 часам фонтанирующий водогазовый поток вырос до 45-50 метров.

9 сентября в результате размыва грунта под опорной колонной, платформа дала крен. Затопление понтона и образовавшийся крен привел к деформации нижней части опор, которые не выдержали увеличившуюся массу конструкции, и платформа стала заваливаться в южном направлении. Между 21 и 22 часами буровая платформа затонула на глубине 41-43 метров. Юго-западная опора с небольшим креном осталась торчащей на поверхности моря.

Любопытно, что газ платформа все-таки нашла. Причем его там столько, что фонтанирует до сих пор. 12 сентября 2012 г гидрографическое судно Жайык при изучении навигационной гидрографической обстановки Каспийского шельфа, в районе затонувшей СПБУ «60 лет Азербайджана» зафиксировало газо-водяной фонтан высотой более 2-х метров.

«Кольская» 

kolskaia_defaultВ российский период нашей истории самой страшной трагедией на буровых установках в море стала авария платформы «Кольская», которую буксировали с Камчатки на Сахалин. СПБУ перевернулась 18 декабря 2011 года во время сильного шторма в 200 километрах от Сахалина. Из 67 человек, находившихся на борту, были спасены только 14.

Вообще говоря, утопление буксируемых платформ дело обычное. Достаточно вспомнить китайскую СПБУ платфору Bohai 2 (утонула 25.11.1979) и Interocean II (8.11.1989). Другой вопрос, что на транспортируемой платформе делал экипаж в количестве 67 человек. Вот это уже наш классический русский «авось». Наш, и китайский. Bohai 2 тоже унес с собой жизни 72 человек.

Есть надежда, что на этот, последний вопрос скоро будет получен ответ. 12 марта сего года, спустя четыре года после аварии, дело наконец передано в суд.

Антон Пантелеев