photo-forum-1209В Москве прошёл ставший уже традиционным III Международный форум «Биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов РФ». В работе форума приняли участие топливные компании, а также представители государственных органов — Министерства энергетики, ФАС и ФСФР. «Изюминкой» мероприятия стало приглашение на форум делегатов от зарубежных антимонопольных служб. Опытом поддержки конкуренции в своих странах поделились гости из Португалии, Австрии, Казахстана и Латвии.

В программе мероприятия одной из главных тем было заявлено обсуждение состояния рынка нефтепродуктов в России и прогнозирование ценовой динамики на ближайшие месяцы. Однако, перед самым началом работы форума стало известно, что государство договорилось с нефтяными компаниями о «замораживании» цен на бензин и дизельное топливо до марта текущего года. Поскольку нефтяные компании наверняка выполнят взятые на себя обязательства по удержанию цен на прошлогоднем уровне, анализ рыночных тенденций потерял смысл.

белова4В то время как государственное вмешательство стабилизировало внутренний рынок, на мировом рынке энергоносителей ситуация продолжает накаляться. С прогнозом изменения цен на нефть в связи с вводом эмбарго на поставки нефти из Ирана выступила старший аналитик Энергетического центра Сколково Мария Белова. Она отметила, что доля иранской нефти в общих поставках нефти в страны Евросоюза относительно невелика — менее 10%, основные покупатели иранской нефти находятся в Азии. Если в отказе от потребления иранской нефти примет участие только Европа, то к концу 2012 года цена на нефть будет находиться в диапазоне от $115 до $150 за баррель. Но если к эмбарго присоединятся Южная Корея и Япония, то по мнению аналитика, к концу года следует ориентироваться на цену нефти на уровне $150−$205 за баррель. Причём эти оценки не учитывают худший вариант — блокирование Ираном Ормузского пролива, через который на мировой рынок поставляется около 20% потребляемой нефти. М.Белова не смогла сообщить, до какого уровня может вырасти цена нефти при таком развитии событий.

Несмотря на то, что Россия является крупнейшим производителем нефти в мире, цена бензина на внутреннем рынке в значительной мере определяется котировками нефти на зарубежных биржах. Согласно действующему законодательству, налог на добычу полезных ископаемых, а также экспортные пошлины на вывоз нефти и нефтепродуктов повышаются при росте мировых цен. Если в результате ввода эмбарго нефть сильно подорожает, то российские компании будут нести убытки, продавая по прошлогодним ценам. До марта они дотерпят, но потом цены всё равно должны будут вернуться к справедливому уровню, если только правительство не решит ввести государственное регулирование цен. Но пока речь об этом не идёт, напротив, представители государственных органов заявили о намерении развивать конкурентные рыночные отношения в сфере торговли нефтепродуктами.

артемьев5В числе важнейших мер по развитию топливного рынка ФАС видит стимулирование биржевой торговли. “Одной из наших главных задач на ближайшие два года – создать на бирже рыночный механизм формирования цены на нефтепродукты”, – поделился планами руководитель ФАС Игорь Артемьев. Биржевые торги топливом ведутся в России с 2008 года, объём сделок с каждым годом увеличивается. Вместе с тем, ФАС пока не удовлетворена развитием биржевого рынка. В настоящее время продавцы и покупатели разбросаны между тремя товарными биржами, работающими в стране. Чтобы повысить активность торгов, планируется введение так называемой «единой торговой сессии», которая объединит все российские биржи. Выступавшему на форуме заместителю руководителя ФАС Андрею Кашеварову был задан вопрос о том, почему государство пошло по пути создания трёх бирж вместо того, чтобы сразу создать одну — ведь очевидно, что увеличение числа торговых площадок способствует снижению и без того низкой ликвидности. Отвечая, Андрей Кашеваров отметил, что понимание этого факта пришло не сразу, кроме того, нужно было опробовать различные способы организации биржевой торговли.

Учитывая сложившиеся реалии, для определения «справедливых» цен ФАС намерена использовать сразу три источника — биржевые котировки, цены спотового рынка и уровень нетбэка (экспортные цены за вычетом пошлин и расходов на транспортировку). И.Артемьев в очередной раз пригрозил нефтяникам высокими штрафами в том случае, если цены на продаваемое ими топливо будут существенно отличаться от ориентиров, определённых антимонопольной службой. По словам Артемьева, штрафы, наложенные на нефтяные компании, могут составить десятки миллиардов рублей. В то же время, ФАС не ставит целью перечислить как можно больше денег в бюджет, задача ведомства заключается в том, чтобы заставить поставщиков топлива придерживаться рыночных механизмов и развивать конкуренцию.

manuelПрезидент Конкурентного ведомства Португалии Manuel Ramos de Sousa Sebastião рассказал собравшимся о топливном рынке Европы. Известно, что в Европе исключительно высокие цены на бензин (60−70 рублей за литр) из-за значительной доли налогов в розничной цене. Такая система сложилась после Второй мировой войны, когда требовалось много денег на восстановление разрушенных дорог. Средства на дорожное строительство было решено собирать за счёт отчислений от продажи топлива, что представлялось весьма логичным. Дороги давно восстановлены, но эта система прижилась и теперь бюджеты европейских стран сильно зависят от налогов на топливо.

sakovichЗаместитель начальника отдела таможенных платежей Минфина РФ Александр Сакович подтвердил, что снижение налогов очень трудно даётся государству. Повышение экспортных пошлин на бензин, осуществлённое в экстренном порядке весной 2011 года в разгар топливного кризиса, рассматривалось как временная мера. Сейчас топлива на внутреннем рынке достаточно, но государство не спешить снижать пошлины. Бюджет верстается на основании действующей нормативно-правовой базы, поэтому до 2015 года эта процентная ставка уже заложена в доходы. Возвращение пошлин к прежнему уровню приведет к выпадению доходов бюджета в размере 30−40 млрд рублей в год. Денег в бюджете всегда не хватает, поэтому отмена «экстренной» пошлины на бензин в ближайшие годы представляется маловероятной.

А.Сакович также подверг резкой критике недавно вступившую в силу систему экспортных пошлин 60−66−90. По его словам, она создаёт слишком высокую нагрузку на нефтепереработку, изымая у компаний средства, необходимые для модернизации НПЗ. Но в свете вышесказанного, пересмотр действующих пошлин в сторону снижения отчислений в бюджет вряд ли будет осуществлён.

Как уже говорилось выше, в Европе значительную часть розничной цены бензина составляют налоги. По оценкам участников форума, среди которых были представители европейских стран, доля налогов составляет 60−65%. В России пока доля налогов поменьше, порядка 55%, но в ближайшее время запланировано увеличение акцизов на моторное топливо. В этом году акцизы пересматриваются дважды — 1 января и 1 июля, также утверждено повышение акцизов с 1 января 2013 года и с 1 января 2014 года. В результате доля налоговых сборов в цене топлива как минимум достигнет нижней границы аналогичного показателя в Европе и с каждым годом будет расти. Как было отмечено в ходе обсуждения, налоги в России высоки, как в Европе, а цены на бензин низки, как в США.