«Ведомости» отмечают новый «исторический рекорд», установленный российской нефтью. Главный нефтяной сорт России торгуется с рекордными премиями к североморскому Brent. По информации агентства Argus, премия Urals достигла максимального уровня за всю историю мониторинга с 1990 г. В начале ноября в Северо-Западной Европе при поставках в Роттердам российский сорт подорожал до премии 1,05 доллара за баррель, достигнув 62,87 доллара за баррель. В Средиземноморье при поставках в порт Аугуста поставки нефти в партиях по 80 тыс. т шли с премией 1,5 доллара за баррель, или по 63,32 доллара за баррель.

Argus отмечает ограниченные объемы предложения на среднетяжелую нефть в ноябре, тогда как спрос на нее на мировых рынках растет. НПЗ по всему миру переходят на выпуск малосернистого топлива в рамках требований IMO-2020. Среднетяжелая нефть обеспечивает высокий уровень выхода средних дистиллятов при переработке. Новые нормативы IMO начнут действовать с начала 2020 г. и предусматривают запрет на использование в акватории Мирового океана судового топлива с содержанием серы выше 0,5% по сравнению со старыми ограничениями в 3,5%.

Несмотря на рост спроса, по данным Argus, позиционные графики отгрузок свидетельствуют о прогнозируемом снижении поставок Urals из российских портов в ноябре на 483 тыс. баррелей в сутки (2,3 млн т) по сравнению с ростом поставок, наблюдавшемся в октябре, и достигшим 1,62 млн баррелей в сутки (6,74 млн т). По информации агентства, в начале месяца трейдеры сообщили, что непроданными остались лишь несколько ноябрьских грузов с отправкой из балтийских портов, в то время как все партии с отгрузкой из Новороссийска уже проданы. «Предложение первых грузов с отправкой в декабре ожидается только в третьей декаде текущего месяца», — отмечают в Argus. Среди других факторов, поддерживающих высокий уровень котировок российской нефти, в агентстве отмечают рост время ожидания танкерами прохода проливов Босфор и Дарданеллы в обе стороны: средний показатель увеличился на фоне сезонных факторов в первую неделю ноября до 10 суток против 6 дней — неделей ранее.

Грядущее IMO-2020 в сегменте судового топлива может переломить негативную картину с поставками нефти из РФ, зафиксированную по результатам девяти месяцев 2019 г. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, объем экспорта российской нефти в стоимостном выражении в январе-сентябре этого года уменьшился на 4% по сравнению с показателем за аналогичный период годом ранее, составив 90,43 млрд долларов. При этом физический объем экспорта нефти в этот период вырос на 3,3%, до 197,6 млн т. В сентябре доходы от экспорта нефти сократились на 6,8% по отношению к августу — до 9,75 млрд долларов, физический объем экспорта снизился на 5,9%, до 22,23 млн т. Тем временем доходы от экспорта нефтепродуктов упали на 15% – до 49,9 млрд долларов при снижении объемов поставок за рубеж на 8,9%, до 104,9 млн т. Для сравнения доходы от экспорта газа упали еще сильнее — на 12% за девять месяцев, до 31 млрд долларов, тогда как объемы сократились на 3,7%, до 159,7 млрд куб. м. Такая динамика волей-неволей ставит вопрос о начале тяжелого процесса «слезания с сырьевой иглы» для России.

Нина Маркова