Глава и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон в середине июня направил письмо премьеру Дмитрию Медведеву, попросив решить вопрос высоких процентных ставок при строительстве газовозов для проекта компании «Арктик СПГ – 2», пишет «Ъ» со ссылкой на свои источники в отрасли. 

Суда планируется построить на верфи «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти» и Газпромбанка), их финансирование будет организовано по лизинговой схеме с участием ВЭБ.РФ. 

Как отмечает ТАСС, суть схемы с ВЭБ.РФ может заключаться в том, что госкорпорация благодаря доходам, полученным от размещения на ее счетах средств Фонда национального благосостояния, предложит более низкие процентные ставки для газовозов. 

В письме премьеру также указано, что на строительство 15 газовозов «Звезде» в 2020–2025 годах потребуется почти $5 млрд. Дмитрий Медведев поручил первому вице-премьеру Антону Силуанову и главе ВЭБ.РФ Игорю Шувалову проработать предложения Михельсона. 

В ВЭБ.РФ отметили, что на текущий момент одобрено участие госкорпорации в финансировании строительства лишь шести танкеров на «Звезде», а по остальным судам решения нет, передают «Ведомости»

Издание напоминает, что «Арктик СПГ – 2» должен стать вторым арктическим СПГ-заводом НОВАТЭКа (первым стал завод «Ямал СПГ» мощностью 16,5 млн тонн). «Арктик СПГ – 2» предусматривает строительство трех очередей по производству сжиженного природного газа мощностью 6,6 млн тонн в год каждая. Инвестиции в проект оцениваются в $20 – 21 млрд. Запустить первую очередь «Арктик СПГ – 2» планируется в 2022–2023 годах. 

По словам собеседников «Ъ», Леонид Михельсон в письме отмечает, что стоимость транспортировки по Севморпути высока. Для сохранения конкурентоспособности российского СПГ необходимо обеспечить условия финансирования строительства газовозов не хуже, чем на мировых рынках, а процентные ставки должны быть привязаны к доллару. 

Источник издания в отрасли отмечает, что исходно НОВАТЭК хотел построить суда для «Арктик СПГ – 2» в Южной Корее, как для уже запущенного проекта «Ямал СПГ». «Ради развития российского судостроения решено отдать заказ на «Звезду», но достигнута договоренность, что условия будут не хуже, чем в Южной Корее», — говорит он. Правительство уже приняло решение субсидировать строительство газовозов, но не более чем на 20% относительно цены в Южной Корее. В начале июля глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что субсидии составят около 50 млрд рублей, но окончательных расчетов пока нет.

«Объективно для строительства газовозов на «Звезде» необходим уровень ставок не более 2,5% в год в долларах, но даже с учетом возможного субсидирования ставки в России минимум в три раза выше», — говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Учитывая масштабы необходимого финансирования, единственным возможным источником является именно ФНБ», — считает он. По мнению эксперта, связанные с этим риски в случае проектов НОВАТЭКа, которые до сих пор вводились даже с опережением, ниже, чем для подавляющего большинства альтернативных проектов. «Схема, при которой ВЭБ будет использовать не сами средства ФНБ, а лишь доходы от них, позволяет дополнительно уменьшить риски», — полагает Михаил Бурмистров. 

Кристина Кузнецова