Нормы «Евро» вредят дорогам

1563_370m370Много лет государство не могло убедить нефтяные компании в необходимости повысить качество выпускаемого топлива до  уровня европейских стандартов. Главным препятствием модернизации была невыгодность производства высокосортного топлива. Высокая очистка топлива повышает его себестоимость, а поднимать цены на заправках не разрешается. Продавать более качественное топливо по цене обычного желающих не находилось, по крайней мере мало кто хотел становиться первым.

Не найдя других способов воздействия на  нефтяные компании, государство решило стимулировать модернизацию НПЗ экономическими мерами. Величины топливных акцизов стали зависеть от качества производимых нефтепродуктов — минимальная ставка для Евро-5 и максимальная для низкосортного топлива. Модернизация производственных мощностей превратилась из  убыточного мероприятия в экономически обоснованный проект.

Нефтяные компании взялись за дело и в сжатые сроки стали переходить на нормы «Евро». Уже с начала 2012 года доля топлива, соответствующего нормам «Евро-4» и «Евро-5» стала быстро расти. Больших результатов в повышении качества топлива добились ТНК-BP и «Газпром нефть», а  ЛУКОЙЛ объявил, что с 1 июля 2012 года все нефтеперерабатывающие заводы компании будут выпускать бензин Аи-92 и Аи-95 только класса «Евро-5». ЛУКОЙЛ уже объявил, что переход на «Евро-5» позволит сэкономить на акцизах $200 млн в 2012 году и  $460 млн в 2013 году.

1 июля 2012 года в очередной раз пересмотрены топливные акцизы. Ставка для бензина класса «Евро-3» повышена с 7382 рублей за тонну до 7882 рублей за тонну, ставка для более экологичного «Евро-4» сохранена неизменной на уровне 6822 рубля за тонну, ставка для «Евро-5» снижена с 6822 до 5143 рубля за тонну.

Акцизы — основной источник наполнения региональных дорожных фондов, а на них приходится свыше 80% дорожного финансирования. Дифференциация акцизов привела к тому, что отчисления на  развитие дорог сократятся. Фактически, нефтяные компании направили на  модернизацию производства те деньги, которые могли бы отдавать в виде акцизов в  дорожные фонды.

В общей сложности из-за дифференцированных ставок топливных акцизов и перехода на «Евро-4» и «Евро-5» дорожные фонды в  2013−2015 годы недосчитаются 101,8 млрд рублей, больше всего потеряют регионы — 73,3 млрд рублей, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на доклад Росавтодора к заседанию бюджетного комитета Совета Федерации. Выпадающие доходы вырастут с  19 млрд в 2013 году до 53,4 млрд к 2015 году.

Денег на строительство дорог не хватало даже без учёта ожидаемого снижения акцизных платежей. «Топливные акцизы необходимо повышать — минимум на 1 рубль в год, а в перспективе подумать о введении налога за километр, который будет взиматься по GPS-Глонасс-треку. В лучшем случае общие расходы на дороги могут достигнуть 1,6% ВВП, а с учётом накопившихся проблем для развития качественной дорожной сети нужно намного больше — хотя бы  2,5−2,6% ВВП в год», — считает директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин.