Норильский разлив

Президент Владимир Путин объявил чрезвычайную ситуацию федерального уровня после разлива нефтепродуктов в Норильске. По данным Росприроднадзора, 29 мая из резервуара на территории ТЭЦ-3 вытекло около 21 тыс. т дизеля: из них 6 тыс. т попало в грунт, еще 15 тыс. т — в воду. Одной из главных причин аварии названо таянье пермафроста (вечной мерзлоты). Таким образом Норильский разлив стал первой в России крупномасштабной катастрофой, вызванной климатическими изменениями. Российские власти обратились к нефтяным компаниям с просьбой о помощи в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации с загрязнением в Норильске.

ТЭЦ-3, на которой произошла авария, принадлежит Норильско-Таймырской энергетической компании, дочернему предприятия «Норильского никеля». По информации компании, причиной «инцидента» стало «растепление мерзлоты», в результате аномально мягких температур на территории региона. Как сообщает компания, «из-за внезапного проседания опор, прослуживших более 30 лет, получил повреждения резервуар хранения дизельного топлива, в результате произошла утечка топлива». Разлив более 20 тыс. т дизеля вызвал загрязнение Норило-Пясинской водной системы (озеро Пясино и реки Амбарная) и прилегающей к ТЭЦ-3 территории. По данным Росприродназора, размер слоя пленки нефтепродуктов, покрывших водную поверхность, достигает 20 см.

Привлеченная к ликвидации последствий и прилетевшая на место происшествия из Мурманска «Морская спасательная служба» оценила размер дизельного пятна в водных ресурсах в 1 км на 150 м. По информации спасателей, в воду попало около 18 тыс. т дизеля. В настоящее время Морская спасательная служба локализует загрязнение бонами, чтобы не допустить его дальнейшего распространения. Тогда как представители «Норникеля» надеются в дальнейшем привлечь «лучшие научные умы, работающие в области экологии, чтобы очистить территорию и предотвратить негативные последствия для водных объектов». Сейчас спасатели при ликвидации загрязнения используют сорбенты и сжигают откачиваемый дизель небольшими объемами. Губернатор Красноярского края Александр Усс, назвал сжигание единственным способом утилизации разлива. Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин выступил против сжигания в Арктической зоне «такого количества топлива», отметив, что «Норникель» не в состоянии справиться с такой крупномасштабной аварией, и потребовал использовать для ликвидации ее последствий военных.

Норильский разлив стал первой катастрофой на территории российской Арктики, связанной с таким большим объемом разлива нефтепродуктов и вызванной изменениями климата. В сопоставимых заполярных условиях в марте 1989 г. произошла авария у берегов Аляски, где из-за крушения танкера Exxon Valdez разлив нефти составил 37 тыс. т, но тогда загрязнение распространилось на гораздо большей площади. Из-за допущенного разлива американской корпорации Exxon пришлось выплатить штраф в более чем 6 млрд долларов. Отметим, что при ликвидации последствий аварии на Аляске были допущены серьезные ошибки с выбором методов удаления нефти из окружающей среды, вызвавших гибель нескольких тысяч животных у берегов Аляски, а также долговременный ущерб для региона.   

Норильский разлив — одна из «первых ласточек» системного климатического и инфраструктурного кризиса в Арктической зоне России. На территории Красноярского края весной 2020 г. наблюдались аномальные погодные явления. Температура воздуха в регионе в мае этого года оказалась на 7–10 градусов выше нормы. Отступление «вечной мерзлоты» — критический фактор для созданной в еще советские времена на территории Крайнего Севера инфраструктуры. Ускорение процессов климатических изменений в Арктической зоне РФ привело к тому, что уже сейчас 50% населения северных городов оказалась в условиях, которые климатические модели предсказывали для региона лишь к концу двадцать первого века. 80% созданной в российской Арктике инфраструктуры расположены в зоне высокого риска разрушения.

Мария Кутузова