Морская нефтегазодобыча и Арктика: итоги года и новые проблемы

shutterstock_67000246В 2015 году сегмент морских нефтегазовых проектов пережил  крупнейший за последние 10 лет спад.  Количество открытий, сделанных на шельфе по итогам этого года, сократилось на 60% и 45% по сравнению с 2013 г. и 2014 г. соответственно. Заказы на сооружение новых установок исчезли, а владельцы буровых установок переносят сроки сдачи строящихся БУ и рассматривают возможности списания неконкурентных и старых единиц техники. Однако надежда на восстановление рынка сохраняется. Согласно последнему прогнозу МЭА, мировой спрос на нефть вырастет в следующем году на 1,2 млн баррелей в сутки, в то время как оценка английской аналитической компании Douglas-Westwood предполагает рост производства только на 250 тыс. баррелей в сутки. Это может привести, по крайней мере, к постепенной стабилизации цен.

Продолжает оставаться «на плаву» сектор subsea (подводных работ): главным образом за счет реализации крупных трубопроводных проектов Ichthys в Австралии и Polarled на норвежском континентальном шельфе. Рынок поддерживают продолжение глубоководных проектов в Западной Африке и Латинской Америке (несмотря на свою дороговизну в реализации). Крупнейшие разработки на глубоководье, такие как на месторождении Эгина компании Total или Бонга концерна Shell, стали самыми капиталоемкими проектами в Западной Африке в 2015 г.

Douglas-Westwood прогнозирует на 2016 г. сокращение инвестиций в секторе subsea – примерно на 15% по сравнению с текущим. В течение уходящего 2015 г. была одобрена реализация лишь нескольких проектов: в частности, окончательные инвестиционные решения были получены по проектам освоения месторождений Юхан Свердруп (Норвегия) компания Statoil, Аппоматтокс (Мексиканский залив) Shell, а также реализации второй фазы на месторождении Шах-Дениз в Азербайджане BP и ГНКАР.

В сентябре 2015 г. концерн Shell заявил о прекращении геологоразведочных и буровых работ на шельфе Аляски (США). Арктическая программа стоимостью в 7 млрд долларов была свернута после того, как компания получила разочаровавшие ее результаты бурения скважины на участке Burger J на шельфе Чукотского моря. Shell пыталась приступить к масштабной разведке в Арктике еще в 2012 г. Однако у компании тогда возникли серьезные проблемы с техникой: потерпела аварию буровая платформа Kulluk. В декабре 2015 г. концерн разорвал контракт на аренду буровой установки Polar Pioneer, принадлежащей компании Transocean. Договор на буровые услуги изначально был подписан на срок до июля 2017 г. и предполагал бурение на шельфе Аляски в этот период. В результате Polar Pioneer была демобилизована и уже отправлена на шельф Норвегии.

О приостановке работ на арктическом шельфе Северной Америки заявили в 2015 г. также и другие крупнейшие добывающие компании ExxonMobil, Chevron и BP. В ноябре Statoil объявила об отказе от работ на 16 участках в Чукотском море. Итальянская Eni вновь переносит сроки ввода нефтяной платформы на норвежском  Гольят в Баренцевом море, расположенном в 85 км от Хаммерфеста. Запасы месторождения оцениваются в 174 млн баррелей нефти. Согласно проекту, первую нефть на Гольят планировалось добыть в 2013 г. Но из-за задержек со строительством платформы сроки не раз переносились по самым разным причинам.

Инновационная добычная платформа сферической формы, разработанная Sevan Marine, построенная на южнокорейской верфи Hyundai Heavy Industries (HHI) была сдана и установлена на месторождении с задержкой в два года. Но на этом проблемы с платформой для Гольят не закончились. Еще в августе этого года оператор проекта Eni Norge озвучивал планы о введении ее в эксплуатацию через несколько недель, однако они растянулись на месяцы. В ноябре норвежские власти проинспектировали долгострой на предмет безопасности, выявили целый ряд недочетов, которые, согласно заявлениям СМИ, до сих пор не исправлены. Кроме того, ряд экспертов заявили об убыточности разработки этого арктического проекта в условиях низких цен и колоссального роста издержек при строительстве платформы: стоимость проекта уже превысила 6 млрд долларов. Тем не менее, на арктическом шельфе Норвегии в начале декабря был отмечен небывалый спрос на участки в Баренцевом море в рамках проводимого в королевстве 23-го лицензионного раунда. Интерес, прежде всего, вызвали впервые открытые для работы нефтегазовых компаний районы вдоль границы с Российской Федерацией.

Что касается российских морских проектов, можно отметить рост добычи с 16,2 до 18,8 млн т у. т. Это произошло главным образом за счет реализации проектов в Печорском, Охотском и Каспийском морях. Так, по данным российского Минэнерго, объемы производства выросли на шельфе Охотского моря на 15% до 15,952 млн т, на шельфе Каспийского моря – на 12,3% до 1,639 млн т. В Арктике, в рамках единственного здесь морского нефтяного проекта на Приразломном месторождении за год компания «Газпром нефть» стала добывать в два раза больше (78 тыс. т, по итогам 2015 г.). Выросли за год и разведанные запасы на арктических акваториях страны. По данным Министерства природных ресурсов и экологии, они достигли 1,69 млрд т нефти и 13,19 трлн куб. м газа. По итогам 2014 г., они составляли 447 млн т нефти и 10,142 трлн куб. м газа. Несмотря на рост добычи на Приразломном «Газпром нефть» перенесла сроки освоения соседнего Долгинского месторождения до 2031 г. В 2014 г. здесь была пробурена разведочная скважина, не показавшая достаточных объемов нефти. Очевидно, что на имеющем сложную геологическую структуру Долгинском потребуется проведение дополнительных сейсмических исследований и бурение новых разведочных скважин.

Из-за санкций было приостановлено геологоразведочное бурение «Роснефти» в Карском море. Тем не менее, компании удалось в 2015 г. полностью выполнить программу сейсморазведочных работ на шельфе: 2D сейсмикой было пройдено порядка 20,434 тыс. пог. км в море Лаптевых, Карском, Чукотском морях, 3 D – 2,71 кв. км в Печорском и Охотском морях. «Роснефть» выполнила инженерно-геологические изыскания на площадке в Печорском море (Южно-Русский лицензионный участок). Совместные предприятия ОАО «НК «Роснефть» и Statoil провели инженерно-геологические изыскания в Охотском море (лицензионные участки Магадан-1 и Лисянский) под планируемое поисковое бурение в 2016 г. Кроме того, была проведена полевая геологическая экспедиция для изучения комплексов осадочных пород на архипелагах Новая Земля и Земля Франца Иосифа: результаты исследований позволят компании определить дальнейшие направления поиска углеводородов на шельфе Баренцева и Карского морей.

В середине декабря 2015 г. «Роснефть» получила право пользования Хатангским участком недр, расположенным в Хатангском заливе и море Лаптевых, площадью 17,2175 тыс. кв. км. Прогнозные ресурсы по категории Д2 оцениваются в 288,1 млн т (геологические запасы) и 82,8 млн т (извлекаемые запасы) нефти; 228,2 млрд куб. м газа; 20,8 млн т (геологические запасы) и 13,6 млн т (извлекаемые запасы) конденсата. Компания должна выплатить государству за этот участок 282,512 млн рублей. Это уже 52 лицензия на шельфовые месторождения, доставшаяся «Роснефти».

В феврале 2016 г. комиссия ООН рассмотрит российскую заявку на расширение континентального шельфа в Арктике: с 2001 г. наша страна претендует на обширный участок континентального арктического шельфа за пределами 200 морских миль, богатый нефтью и газом, включающий хребты Ломоносова и Менделеева. Ранее российская заявка была отклонена из-за недостатка предоставленной геологической информации. Обновленная заявка, поданная в августе 2015 г., включает подводные пространства площадью около 1,2 млрд кв. км. Прогнозные запасы нефти и газа рассматриваемых областей составляют порядка 4,9 млрд т у. т. В последние годы Россия решила подкрепить свою заявку расширением военного присутствия на Крайнем Севере, построив шесть баз в Арктике. Долгосрочный план включает строительство в Арктической зоне 13 аэродромов и 10 радаров.

Мария Кутузова