Минтранс допустил снижение тарифов на перевозку нефти, но видит риски

Фото: Владимир Песня/РИА Новости

Минтранс допустил возможность снижения тарифов РЖД на транспортировку нефти и нефтепродуктов в 2–2,5 раза на два года, на время действия сделки о сокращении добычи нефти ОПЕК+. Но такое возможно только после того, как будет определен источник компенсации потерь доходов госмонополии. Об этом сообщил РБК представитель ведомства. 

«Транспортировка нефти и нефтепродуктов составляет очень существенную часть доходов ОАО «РЖД» от грузовых перевозок. Предлагаемые меры по снижению тарифов приведут к потерям в доходах компании, а также создадут риски невыполнения параметров ее финансового плана и инвестиционной программы. В связи с этим Минтранс России считает, что установление тарифов на перевозку нефтяных грузов железнодорожным транспортом на уровне декабря 2008 года возможно только после определения источников компенсации потерь в доходах перевозчика», — цитирует агентство ПРАЙМ сообщение пресс-службы Минтранса. 

Как напоминает «Ъ», снизить тарифы на транспортировку нефти по системе РЖД и «Транснефти» просил глава «Роснефти» Игорь Сечин. На встрече с президентом Владимиром Путиным глава «Роснефти» отметил, что на фоне падения цен расходы на прокачку выросли на 32%, и попросил привести их «в соответствие». После президент поручил правительству проработать вопрос о спецтарифах РЖД и «Транснефти» до 15 июня. 

Как писало издание в середине мая, «Транснефть» выступила против снижения тарифов, отметив, что работа российских нефтяных компаний строится на принципах свободного рынка, что позволяет сохранять высокую маржинальность, а также получать сверхдоходы при благоприятной конъюнктуре. При этом тарифы трубопроводной монополии занижены и индексируются ниже инфляции. 

По расчетам «Транснефти», компания оказывает услуги в среднем в 2,5 раза дешевле, чем иностранные компании-аналоги (ее тариф в среднем $0,89 на тонну на 100 км). из-за этого прибыль и стоимость акций «Транснефти» за 2016–2019 годы упали (на 23% и 33% соответственно), тогда как у нефтекомпаний эти показатели существенно выросли. 

Как комментировал тогда изданию аналитик Райффазенбанка Сергей Гарамита, у «Транснефти» сильный свободный денежный поток (выше 100 млрд рублей за 2019 год с учетом процентных доходов), но сокращение транспортировки в условиях сделки ОПЕК+ станет для нее проблемной. По его мнению, едва ли государство пойдет на сокращение тарифа «Транснефти», но может быть поднят вопрос о его более низкой индексации, чем предусмотрено действующим регулированием (90% от прогнозной инфляции). 

РЖД также не приветствует возможного снижения тарифов. Замдиректора РЖД Алексей Шило, слова которого приводит агентство ПРАЙМ, в ходе онлайн-брифинга в мае констатировал, что система железнодорожных тарифов изменилась с 200 года, как и общая экономическая ситуация, и в настоящее время фиксируется снижение доли перевозок нефтяных грузов, хотя компания дала ряд скидок. В частности, порядка 40% всех объемов «Роснефти» перевозится с тарифными преференциями.

Шило при этом отмечал, что РЖД хотят наращивать такие перевозки и готовы дальше применять гибкую тарифную политику при росте объемов. 

Алексей Шило в конце мая допустил возврат тарифов на транспортировку нефти на уровень 2008 года, но только при условии корректировки акцизов и снижения цен на топливо. Его слова приводит профильное издание «Экономика сегодня». Шило подчеркнул, что затраты компании на акцизы в цене топлива увеличились с 2010 года в семь раз. 

Кристина Кузнецова