Глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль, выступая в Ставангере на конференции ONS-2018, признал текущий год как наиболее «интересный» из-за разворачивающихся на наших глазах нескольких трендов. Мировой рынок вновь продемонстрировал существенный спрос на нефть, главным образом за счет роста потребления в Китае и Индии. С другой стороны, в Венесуэле за не очень продолжительное время (с 2016 г.) произошло значительное падение добычи нефти, и МЭА прогнозирует ее дальнейшее обрушение в этой стране. 

Еще один геополитический удар по рынку – санкции, повторно вводимые Соединенными Штатами в отношении Ирана. Фатих Бироль отмечает значительное влияние, которое может оказать это событие на мировой нефтяной рынок. По словам главы Международного энергетического агентства, пока слишком рано делать оценки в отношении всех последствий, которые принесет это решение Трампа. Несмотря на некоторое улучшение ситуации в Ливии и Нигерии, ситуация с поставками из этих стран остается «слишком хрупкой».

Что касается развития альтернативной энергетики, Бироль особо выделяет быстрый прогресс в сегменте солнечной и ветроэнергетики. Кроме того, глава МЭА отмечает быстрое проникновение на рынок электромобилей, число которых на дорогах мира уже превысило 3 млн единиц, а в дальнейшем рост в этом сегменте будет стабильно идти по экспоненциальной кривой. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что к 2040 г. эта цифра будет в сто раз выше, то есть за ближайшие двадцать с лишним лет количество электромобилей превысит 300 млн единиц по всему миру. Но это вряд ли, по его мнению, повлияет на глобальный нефтяной рынок.

На мировой транспорт сегодня, согласно оценкам Бироля, приходится 21% от общего потребления нефти в мире. Сейчас наибольший рост спроса на нефть отмечен в сегменте грузового и авиатранспорта. Тогда как только сегмент пассажирского автотранспорта, возможно, не будет демонстрировать рост потребления нефти в ближайшие годы.

Глава французской Total Патрик Пуянне, также выступивший на конференции в Ставангере, заметил по этому поводу: «Электромобили остаются слишком дорогим решением. Мы с женой владеем двумя электромобилями, но мы ими пользуемся только на выходных. Я возглавляю Total, я могу себе это позволить… Развитие электромобилей, конечно, повлияет на потребление нефти. Но каждый раз, когда я отправляюсь в развивающиеся страны, такие как Индия, Таиланд и Мьянма, я отмечаю про себя, что электромобили — это далеко не то, что они желают. Прежде всего, они хотят получить доступ к энергии, которую мы должны им дать. Там не так все озабочены вопросом, что используется возобновляемая энергия или ископаемое топливо».

Его коллега, глава норвежской Equinor (бывшая Statoil) Эльдар Сэтре добавил в ходе конференции свой прогноз о значительном росте потребления масел, производимых из нефти, в связи с развитием сегмента электромобилей. Можно отметить, что масляный бизнес нефтяных компаний в перспективе будет также поддержан развитием робототехники и новых транспортных систем.

Тем не менее, Фатих Бироль, выступая на ONS-2018 заявил: «Мы считаем, что нефть и природный газ в дальнейшем будут играть значительную роль в снабжении мира энергетическими ресурсами. В ближайшие годы именно на них придется значительная доля в глобальном топливно-энергетическом балансе. В частности, природный газ сейчас активно используется и в промышленном производстве, и при производстве электроэнергии, и в качестве топлива в транспортном сегменте. Мы должны инвестировать в разработку нефти и газа, чтобы удовлетворить спрос на энергетические ресурсы в мире». В частности, МЭА предсказывает значительный рост потребления газа в дальнейшем. Тогда как спрос на нефть будет расти в течение нескольких следующих лет, тогда как за последние годы компании сократили инвестиции в разработку новых месторождений.

Мария Кутузова