ЛУКОЙЛ готов работать на арктическом шельфе при цене нефти $80 за баррель

ЛУКОЙЛ готов рассмотреть участие в проектах на шельфе Арктики при цене нефти в $80–120 за баррель, если будут сняты ограничения для частных компаний, передает агентство ПРАЙМ заявление главы российской нефтяной компании Вагита Алекперова. 

«Сегодня при той цене, которая складывается на международном рынке, конечно, очень низкая рентабельность», — сообщил Алекперов, комментируя вопрос об интересе компании к проектам на шельфе Арктики при снятии ограничений для частных компаний. 

«Мы делали попытку вхождения при цене $80–120 за баррель», — напомнил он, отвечая на вопрос, при какой цене такие проекты могут быть рентабельны. 

В настоящий момент нефть и газ на шельфе Арктики могут добывать только государственные компании — «Газпром» и «Роснефть», а также их дочерние предприятия, напоминает РБК. Однако летом вице-премьер Юрий Трутнев попросил президента Владимира Путина о либерализации доступа к шельфу. В начале октября стало известно, что Минэнерго предусмотрело снятие ограничений в Энергостратегии до 2035 года. Ведомство рассмотрело проект стратегии на общественном совете в сентябре, но пока не утвердило ее. 

Как пишет отраслевое издание neftegaz.ru, о том, что разработка месторождений на арктическом шельфе может быть рентабельной только при цене в $100 за баррель ранее говорил глава Минприроды Дмитрий Кобылкин. В апреле 2019 года он выразил сомнение в интересе к разработке шельфа со стороны компаний из-за трудоемкости добычи в этом регионе. 

Тем не менее, об интересе в работе на арктическом шельфе также заявила «РуссНефть» Михаила Гуцериева. Компания не называла сумму потенциальных инвестиций, поскольку пока информации об условиях либерализации доступа к шельфу недостаточно. 

Кроме того, вместе с либерализацией доступа к шельфу встает вопрос о координации действий новых недропользователей в Арктике. Как отмечает neftegaz.ru, рассматривается вопрос создания специальной госкомпании для этих целей. Дмитрий Кобылкин, в свою очередь, предложил наделить такими функциями Росгеологию.

«Часть нацпроектов откровенно буксирует. Об этом говорил президент. И один из таких проектов — это Арктика. Поэтому отвечающему за нее вице-премьеру Юрию Трутневу нужны результаты. А из них есть только транспортная составляющая и завод НОВАТЭКа», —- рассказывал изданию Eurasia.Daily ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков

По его мнению, сейчас есть немало причин, почему инвесторы не будут вкладываться в арктический шельф России. «Во-первых, «Роснефть» и «Газпром» разобрали 90% участков и инвесторам достанутся сверхсложные. Во-вторых, месторождения шельфа сейчас в принципе экономически невыгодно разрабатывать из-за низких цен на нефть». Эксперт добавляет к этому еще и западные санкции, которые остановили ранее проекты с участием ExxonMobil, Statoil и Eni.

Игорь Юшков считает, что либерализация доступа к шельфу важна в долгосрочной перспективе и в этом будет заинтересована и «Роснефть». «Компания стоит в плане приватизации, и если государство продаст доли и потеряет контрольный пакет, то и «Роснефть» сама потеряет право на работу на шельфе. Поэтому она заинтересована в долгосрочной перспективе в либерализации», — отметил эксперт. 

Кристина Кузнецова