Фото: Виталий Тимкив/РИА Новости

Принадлежащий Венесуэле крупнейший супертанкер перешел под российский флаг, выяснил РБК. Как отмечает издание, эта информация следует из базы данных по морским судам Equasis: из более чем 800 судов, когда-либо ходивших под флагом Венесуэлы, есть лишь эпизодические примеры перехода в другую юрисдикцию — Либерии или Панамы.

Танкер дедвейтом 320,8 тысяч тонн — то есть класса VLCC (Very Large Crude Carrier), ранее называвшийся Avacucho (один из венесуэльских городов называется Пуэрто-Аякучо), в мае 2020 года сменил имя на «Максим Горький», а с июня перерегистрирован в российском реестре и ходит под российским флагом. 

Согласно документам Российского международного регистра, которые нашли РИА Новости, в конце мая танкер был зарегистрирован в РФ, а свидетельство о классификации судну выдал 20 августа Российский речной регистр судоходства (РРРС). Однако оперативно подтвердить выдачу документов для танкера в РРРС агентство не смогло. 

Как следует из базы данных Equasis, под флагом Венесуэлы собственником судна являлся один зарегистрированный владелец. Теперь в РФ собственником стал коммерческий владелец. Название компании в базе данных не указано. 

По мнению «Российской газеты», возможно, судовладельцы пошли на юридическую хитрость, чтобы обойти американские санкции — без этого у коммерсантов могли возникнуть проблемы со страховкой. 

Как отмечают «Ведомости», «Максима Горького» нет в американском санкционном списке. Однако поскольку танкер принадлежит государственному органу Венесуэлы и де-юре управляется компанией под санкциями, он автоматически подпадает под ограничения США. Это значит, что на практике судно, скорее всего, оставлено без международных страховки и сертификатов, необходимых для навигации в международных водах и заходов в порты. 

Теперь «Максим Горький» может быть крупнейшим танкером, ходящим под российским флагом. До этого самыми крупными плавучими нефтехранилищами в РФ были «Умба» (дедвейт 300 тысяч тонн) и «Кола» (309 тысяч тонн). По данным Reuters, супертанкер находился в территориальных водах Венесуэлы с 2018 года и использовался как плавучее хранилище для нефти. 

Управляющий директор инвестбанка Caracas Capital Расс Даллен подтверждает РБК, что танкер до недавнего времени действительно использовался как плавучий накопитель для нефтетерминала Хосе, стоявший у берегов Венесуэлы. «Но в этом месяце он покинул воды Венесуэлы и сейчас направляется в сторону Азии, огибая Африку», — сообщил Даллен изданию. По его словам, Caracas Capital наблюдает за судном через спутниковую Автоматическую идентификационную систему (AIS, сигнал передают транспондеры на судне). 

«Даже на российском рынке застраховать такой танкер непросто, в договорах морских страховщиков принято прописывать оговорки о санкционных рисках», — говорит РБК страховой брокер, знакомый с этим рынком. Международные свидетельства о классификации от Китайского классификационного общества и норвежского бюро DNV GL у танкера отозваны с начала 2020 года, следует из информации Equasis. 

«Российские страховщики принимают на страхование суда под российскими флагами, так как форму их владения, мореходность и историю в общем случае легче оценить. Однако любой страховщик в первую очередь обращает внимание не на флаг, а на техническое состояние, судовые и классификационные документы судна, на опыт и репутацию владельца — страхователя. Так что такая мотивация к смене флага допускается, но вряд ли будет единственной», — сказала изданию старший партнер адвокатского бюро «Инмарин» (специализируется на морском праве) Виктория Жданова. 

Кристина Кузнецова