Индийская нефтяная корпорация (Indian Oil Corporation) собирается заменить поставки нефти из Ирана на импорт из Соединенных Штатов и Саудовской Аравии. Госкомпания планирует заместить 70% объемов закупаемой иранской нефти на американскую и арабскую. Ведущий индийский нефтепереработчик рассчитывает подписать долгосрочные контракты на поставки нефти из Штатов и ведет переговоры с альтернативными поставщиками сырья на Ближнем Востоке, чтобы ликвидировать дефицит сырья, образовавшийся из-за ограничений импорта из Ирана.

Подчиняясь американским санкциям, наложенным на импорт иранской нефти, Indian Oil Corporation в начале лета 2019 г. свела к нулю поставки из Ирана. Сейчас один из крупнейших покупателей иранской нефти активно ищет альтернативные варианты. Indian Oil надеется, что во второй половине года на рынок придет больше нефти из Соединенных Штатов. Кроме США, IOC рассчитывает на Саудовскую Аравию, располагающую достаточными дополнительными мощностями для наращивания поставок. Индийская компания уже заключила срочные контракты на импорт американской нефти в объеме 4,6 млн т нефти, что заместит примерно половину поставок иранской нефти. Еще 3 млн т будут обеспечены норвежской компанией Equinor, а оставшиеся 1,6 млн т импортирует алжирская Sonatrach. В дальнейшем 70% поставок иранской нефти будут замещены импортом из Соединенных Штатов и Саудовской Аравии в рамках долгосрочных договоренностей, а остальные объемы предполагается покрывать за счет срочных контрактов. 

В настоящее время Индия импортирует 80% необходимой ей нефти. Согласно данным Управления энергетической информации США, уже в первом квартале 2019 г. нефтяные поставки из Соединенных Штатов в Индию выросли в восемь раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: индийский импорт из Штатов достиг в январе-марте текущего года 263 тыс. баррелей в сутки, тогда как в первые три месяца 2018 г. он составлял 33 тыс. баррелей в сутки. Тем временем, по информации S & P Global Platts Analytics, поставки иранской нефти в Индию сократились с 440 тыс. баррелей в сутки в первом квартале 2018 г. до 190 тыс. баррелей в сутки в аналогичный период текущего года.  Начиная с мая 2019 г. поставки из Ирана должны быть полностью прекращены, согласно санкциям, наложенным Соединенными Штатами на эту страну.

Помимо растущей напряженности на Ближнем Востоке на индийские НПЗ оказывают давление экологические ограничения, вводимые с начала следующего года Международной морской организацией в отношении судового топлива. Indian Oil обещает начать производство бункера с содержанием серы не более 0,5% с октября 2019 г., за три месяца до начала действия глобальных ограничений. IOC рассчитывает производить более 1 млн т в год чистого судового топлива на двух НПЗ компании. В перспективе Indian Oil рассчитывает обеспечить таким бункером как внутренние, так и международные маршруты, проходящие через Индию. Indian Oil Corp. рассматривает новые экологические ограничения как прекрасную возможность для своих НПЗ, расположенных на побережье Индии. 

S & P Global отмечает замедление спроса на нефть и нефтепродукты на индийском рынке. К этому привели снижение темпов экономического развития, слабые продажи автомобилей и повышение цен на топливо в стране. Спрос на нефтепродукты в Индии в мае 2019 г. оказался таким же, как и год назад: 18,61 млн т, или 4,71 млн баррелей в сутки. По итогам текущего года S & P Global Platts Analytics прогнозирует на индийском рынке рост спроса на нефтепродукты на 200 тыс. баррелей в сутки.

Мария Кутузова