Перевод из газеты Аль-Биляд (Бахрейн), 02.09.2015

Ожидается, что в ближайшее время члены Совета сотрудничества стран Залива (ССЗ) последуют примеру ОАЭ и пойдут по пути либерализации внутренних цен на энергоносители. Это должно произойти в условиях,  когда члены Организации стран-экспортеров нефти несут основную долю ответственности за изменение климата в связи с увеличением потребления энергоресурсов.

arab page shadowСогласно докладу, опубликованному Центром стратегических исследований Кувейта, первое место в мире по субсидиям на энергоносители занял Катар, достигнув показателя $5995 на душу населения. За ним следует Люксембург, в то время как Кувейт стоит на третьм месте с показателем $3430 в год.

Саудовская Аравия, согласно данным Международного валютного фонда, по показателю субсидий на энергоносители в 2015 году вышла на третье место на региональном уровне и на четвертое в мире, с показателем $3395 в год. Далее следуют Бахрейн ($3224) и ОАЭ ($3022).

ОАЭ раньше всех приняли серьезные меры, направленные на уменьшение потребления ископаемого топлива, и постепенному переходу на использование чистых и возобновляемых источников энергии. В рамках этой политики было принято решение об увеличении цен на нефтепродукты, что привело к снижению потребления дизельного топлива на 7% в 2013 году по сравнению с 2011, а это 85 тысяч баррелей в день.

Саудовская Аравия продолжает продавать дизельное топливо по цене 0,25 риялов (4,4 рубля) за литр, по самой низкой цене в мире. Благодаря этому, внутреннее потребление дизельного топлива выросло со 650 тыс. баррелей в сутки в 2011 году до 750 тыс. баррелей в сутки в 2014 году. Этот показатель равен примерно уровню потреблению топлива всеми другими арабскими странами вместе взятыми.

Пойдёт ли Саудовская Аравия, которой субсидии на топливо и энергию обходятся в $107 млрд в год, по пути политики либерализации цен,  чтобы сохранить свои природные ресурсы, с учётом, что разница в ценах на бензин делает выгодной его контрабанду?

Из доклада следует, на страны-экспортеры нефти приходилось три четверти объёма субсидий потребителям топлива в 2012 году, а одни только страны ОПЕК обеспечивают около половины субсидий на топливо в мире. Доля субсидирования в стоимости производства электроэнергии составила соответственно 82% в Венесуэле, 80% в Ливии, 79% в Саудовской Аравии, 74% в Иране, 56% в Ираке и Алжире. В то же время мы видим, что этот показатель составляет всего 18% в Индии и только 3% в Китае.

Согласно докладу Международного энергетического агентства и Международного валютного фонда, правительства в регионе Ближнего Востока и Северной Африки несут ответственность за проблему изменения климата, которая усугубляется политикой субсидирования топлива, которая обходится им в сотни миллионов долларов в год.

Постепенный отказ от субсидий на нефтепродукты, газ и электроэнергию, и приближение к международным ценам  должно привести к снижению растущего спроса на энергию на 5% и уменьшить выбросы двуокиси углерода до двух миллиардов тонн к 2020 году, что эквивалентно текущим показателям Германии, Франции и Великобритании, вместе взятым.

В докладе указывается на связь между политикой по поддержке субсидирования и экономической ситуацией в самих странах. В Бахрейне и Султанате Оман финансовые проблемы оказываются более острыми из-за меньших ресурсов по сравнению с соседними странами.

Агентства Standard&Poors и Moody’s увеличили негативный прогноз для Бахрейна и Омана из-за снижения в 2015 году цен на нефть, что лишь усугубило бюджетную ситуацию в обеих странах.

Вслед за Эмиратами Кувейт так же пошёл по пути отмены субсидий, отменив субсидии на дизельное топливо и керосин в начале этого года.

Как следует из доклада, с очень большой долей вероятности до конца года в Кувейте будет осуществлена отмена государственных субсидий на все виды топлива.