«Газпром нефть» увеличила в 2019 г. реализацию экологичного судового топлива на 47%

Оператор бункерного бизнеса «Газпром нефти» — «Газпромнефть Марин Бункер» — реализовал в 2019 г. порядка 350 тыс. т экологичного судового топлива, превысив аналогичный показатель 2018 г. на 47%. Однако общий объем реализации компанией нефтепродуктов составил 3 млн т. Сейчас руководство дочернего подразделения «Газпром нефти» ставит цель увеличения доли ультра- и низкосернистых топлив в общем объеме продаж в 2020 г. до 50%.

Требования к качеству и экологическим характеристикам судового топлива продолжают становиться все жестче. МАРПОЛ (MARPOL) — Международная конвенция по предупреждению загрязнения акваторий судами. В начале 2015 г. вступили в силу дополнения к основной конвенции, в которых регламентировано количество серы в судовом топливе, используемом на судах, маршруты которых проходят в зонах SECA (зоны мореплавания, куда входят Балтийское море, Северное море и пролив Ла-Манш, где суда должны переключаться на топливо с низким содержанием серы). С 1 января 2020 г. требования конвенции MARPOL по запрету использования топлива с содержанием серы более 0,5% распространены по всей территории международного судоходства. «Газпромнефть Марин Бункер» — дочернее предприятие «Газпром нефти», созданное в 2007 г. для организации круглогодичных поставок судовых топлив для морского и речного транспорта. Компания представлена в основных морских портах России.

«Вступление в силу новых требований международной конвенции стало серьезным вызовом для судовладельцев и поставщиков судового топлива и потребовало реализации стратегических инициатив для обеспечения бесперебойных поставок новых нефтепродуктов с высокими экологическими характеристиками. Масштабная модернизация НПЗ, развитие терминальной и бункеровочной инфраструктуры, разработка собственных уникальных рецептур судового топлива позволили «Газпром нефти» заблаговременно подготовиться к новым экологическим требованиям MARPOL», — комментирует ужесточение требований Алексей Медведев, генеральный директор «Газпромнефть Марин Бункера».

В рамках диверсификации портфеля судовых топлив «Газпром нефть» расширила ассортимент нефтепродуктов, соответствующих требованиям конвенции MARPOL-2020. В прошлом году компания начала реализацию гибридного низкосернистого топлива (содержание серы менее 0,5%) в портах Северо-Западного региона, а также в Новороссийске. Общий объем бункеровок новым экологичным топливом составил порядка 88 тыс. т. Продажи ультранизкосернистого топлива (содержание серы менее 0,1%), предназначенного для особых зон судоходства SECA, выросли на 10% — до 261 тыс. т.

Как информирует компания, помимо увеличения объемов реализации судовых топлив с содержанием серы ниже 0,5% «Газпром нефть» работает над развитием нового рыночного сегмента СПГ-бункеровки. Сжиженный природный газ имеет значительный потенциал в качестве судового топлива за счет экологически характеристик и экономической эффективности использования. В ближайшие годы топливо СПГ, отвечающее экологическим требованиям Международной конвенции MARPOL-2020 как по содержанию серы, так и по концентрации соединений азота, будет играть ключевую роль на рынке судовых топлив, считают в компании. В настоящее время «Газпром нефть» реализует проект строительства первого в России СПГ-бункеровщика. Ввод в эксплуатацию судна этого типа позволит осуществлять отгрузку СПГ «борт-в-борт» в портах Балтийского моря.

Напомним, что недавно опубликованные научные исследования опровергают так называемую экологичность использования сжиженного природного газа в качестве судового топлива. Выпущенный в январе доклад Международного совета по чистым перевозкам (International Council on Clean Transportation, ICCT) делает вывод о том, что использование СПГ в международных перевозках фактически приведет к увеличению выбросов парниковых газов. Ученые ставят под сомнение огромные капитальные вложения в инфраструктуру производства, экспорта и СПГ-бункеровки. 

Нина Маркова