Газовые обиды

imageОбидевшись на Европу, «Газпром» решил ее сурово наказать: лишить и газопровода, развернув «Южный поток» в Турцию, и непосредственно газа, вновь начав проталкивать идею поставок «голубого топлива» в Китай с Ямала. Правда, компания забыла популярную поговорку: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

В «Газпроме» работают очень обидчивые люди. Настолько, что они готовы выбросить на ветер миллиарды долларов из-за того, что Европа попросила их работать так, как положено, а не так, как им хочется. Запретила лезть в европейский монастырь с российским уставом. Итогом этой душевной раны стал полный отказ от газопровода «Южный поток», по которому компания рассчитывала увеличить поставки газа европейцам на 63 млрд куб. м., а заодно закрыть вопрос с транзитом через Украину.

Однако блестящий план погони за двумя зайцами провалился из-за упорного желания Европейского союза жить по закону. В ответ президент России Владимир Путин заявил, что «Южный поток» отменяется, а на смену ему приходит «Турецкий поток». Причем труба пойдет только в Турцию, а если Европе нужен газ, то пусть она сама строит свой газопровод от турецких границ. А через Украину поставок больше не будет.

Удивилась Украина. Удивилась Европа. Удивилась Турция — и выбила из «Газпрома» 10,25% скидки на российский газ. Мол, раз теперь мы — стратегический партнер, а не европейцы, то давайте-ка преференции. Поартачившись, «Газпром» скидку дал. Но не до конца: по данным «Коммерсанта», стороны никак не договорятся, как ее применять. «Газпром» хочет применить скидку к контрактной цене, а Botas — турецкая газовая компания — к базовой. Пока идет торг, российская компания теряет драгоценное время: Турция до сих пор не выдала разрешения на проектные изыскания в своих территориальных водах для прокладки трубы по дну моря. А «Газпром» обещал, что новый газовый коридор заработает к 2019 году, когда заканчивается контракт на транзит газа через Украину.

Есть еще один нюанс — это мнение потребителя, то есть Европы. «Говоря о больших объемах поставок европейским потребителям, нельзя принимать такое решение без обсуждения с ними, без обсуждения с ЕС и без обсуждения с Еврокомиссией», — цитирует Forbes вице-президента Еврокомиссии по энергетике Мароша Шефчовича. Эти слова он произнес 17 марта, в день начала строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP) из Азербайджана в Европу. Через территорию Турции, кстати. Мощность газопровода — 16 млрд куб. м в год в 2020 году, вырастет до 31 млрд куб. м в 2026 году. То есть Европа и Турция будут вместе строить этот газопровод и вместе брать из него газ. В таких условиях России не стоит ждать безоговорочной поддержки турками своих газовых проектов — тем не выгодно ссориться с Европой.

«Не Европой единой», — решили в «Газпроме» и с надеждой посмотрели на своего восточного партнера — Китай. По словам источников агентства Reuters, российская компания хочет во что бы то ни стало построить газопровод в КНР, правда, уже не помпезно объявленную «Силу Сибири», по которой газ востока России пойдет китайцам, а более ранний проект «Алтай» — «западный маршрут» транзита газа с Ямала. «Нужны новые рынки сбыта для ямальского газа — в первую очередь поэтому «Газпром» стремится нажать и договориться об алтайском маршруте. Поэтому Владивосток (СПГ) — не приоритет, да и Сила Сибири не приоритет, ее пока не к чему подключать», — приводит Reuters слова источника.

Что и говорить, рынок Китая — очень заманчивая цель. Согласно BP Energy Outlook, к 2035 году китайский импорт природного газа будет составлять около 250 млрд куб. м газа в год. И «Газпром» очень хочет записать на себя более половины этого объема. Глава компании Алексей Миллер говорил Владимиру Путину, что по «западному маршруту» готов поставлять китайским партнерам до 100 млрд куб. м газа. Ну и прибавим «восточный маршрут» с его 38 млрд куб. м в год.

Проблема в том, что китайцам ямальский газ нужен хоть и окончательно, но не целиком. Вернее, целиком, но не полностью. А вернее даже так: целиком и полностью, но не окончательно. Советник китайской CNPC Дзен Синсиу сказал Reuters, что Пекин заинтересован в строительстве обоих маршрутов. «Но реальность такова, что мы испытываем нехватку газа на востоке, в то время как на западе у нас профицит топлива», — добавил он. Понятно, что вопрос в цене: если «Газпром» попросит за газ денег меньше, чем Туркменистан, то Китай этот газ возьмет — а кто бы не взял?

Другое дело, что российской компании нужна прибыль от проекта. А при текущих ценах на нефть, антироссийских санкциях и пессимистичных прогнозах насчет будущего мирового нефтегазового рынка та же «Сила Сибири» не кажется денежным проектом — тут бы в ноль выйти. Разве что российская власть решит назло соседу уши отморозить. То есть отдать-таки ямальский газ не Европе по нормальной цене, а Китаю со скидкой. Зато отомстим за обиду, причиненную Евросоюзом отменой «Южного потока». Пусть и в ущерб себе, но до денег ли, когда так плюнули в душу.

Михаил Воронов