Этот материал контрастирует с другими текстами цикла о нефтеналивных портах Каспия, но рассматривать гавани северного Ирана в отрыве от южных нельзя, поскольку они представляют собой, по сути, единую логистическую цепочку, в том числе, в контексте нефтеэкспорта, основные объемы которого осуществляются в режиме SWAP.

Чудо-остров

Харг (Джезирейе-Харг‎) — иранский остров в Персидском заливе, расположенный на расстоянии 25 км от побережья, недалеко от порта Бушер. На острове расположен крупнейший (более 90% общего экспорта иранской нефти и нефтепродуктов) нефтяной терминал Ирана, управляемый государственной компанией Iranian Oil Terminals, «дочкой» госмонополии National Iranian Oil Company (NIOC). Нефть доставляется на остров по четырем нефтепроводам диаметром в 72 и 60 дюймов и протяженностью 32 км каждый. С учетом океанических глубин в акватории острова могут швартоваться супертанкеры любого класса, до 9 судов одновременно. Мощность терминала — 10 млн баррелей нефти в сутки, но из-за режима международных санкций Харг загружен менее чем на треть.

Глубокое место

Лаван (Шейх-Шоэйб) — остров в Персидском заливе, расположенный в 18 км от берега, недалеко от порта Бандар-Мегам. На острове расположен крупный НПЗ, перерабатывающий в сутки до 20 тыс. баррелей нефти с месторождений Салман, Рашадат, Билал, Ресалат и Южный Парс. Соответственно, основная специализация терминала – экспорт нефтепродуктов. Кроме того, здесь расположен СПГ-терминал. Глубина акватории — до 22 м — позволяет обрабатывать танкеры океанического класса. Гавань эксплуатируется госкомпанией Iranian Offshore Oil, «дочкой» NIOC. 

Каспийский транзит

Джаск (Бандар-Джаск) — новая гавань, построенная специально для экспорта каспийской нефти из Туркмении, Казахстана, Азербайджана и России в объеме 1 млн баррелей в сутки. Порт связан трубопроводом с нефтяным терминалом Нека на Каспии (см. материал «Галопом по Каспию. Обзор прикаспийских нефтеналивных портов: Иран»). Резервуарный парк Джаска позволяет одновременно хранить до 30 млн баррелей сырой нефти. План развития терминала предусматривает строительство двух НПЗ и нефтехимического комплекса.

Именем шаха

Бандар-Аббас — древний город, в средние века принадлежавший португальцам, в тот период активно строившим свою колониальную империю (тогда город назывался Гамру). В 1615 персы выбили португальцев из города и переименовали его в честь шаха Аббаса I («бандар» по-персидски означает «порт»). 

С тех пор и до настоящего времени Бандар-Аббас — крупнейший универсальный морской порт Ирана с годовым грузооборотом 65 млн тонн, а также главная военно-морская база страны. Глубина акватории до 17 м позволяют принимать суда дедвейтом до 100 тыс. тонн. Гавань включает в себя два обособленных доковых бассейна. Портовый комплекс Shaheed Bahonar специализируется на обработке генеральных, навалочных и наливных грузов; здесь имеются бункеры для хранения зерна, склады общей площадью около 30 тыс. кв. м, 20 портальных кранов грузоподъемностью до 60 тонн и 10 причалов, включая один нефтеналивной. Порт способен обрабатывать одновременно 6 судов. Комплекс Shaheed Rajai — крупнейший контейнерный порт Ирана; здесь расположены 34 причала общей протяженностью 7 км (в т.ч. два нефтеналивных). Гавань оборудована береговыми, контейнерными и мобильными кранами грузоподъемностью до 140 тонн, а также штабелерами. Портофлот насчитывает 8 универсальных буксиров, 7 поисково-спасательных судов и одну дноуглубительную драгу. Судоремонтная база располагает плавучим сухим доком водоизмещением 70 тыс. тонн и механическими мастерскими. 

На территории гавани работает крупный НПЗ Persian Gulf Star Refinery, принадлежащий дочерней компании NIOC; завод мощностью 320 тыс. баррелей нефти в сутки перерабатывает сырье (нефть, газовый конденсат и попутный газ), поступающее с месторождения Хенгам и терминала Харг. 

Памяти рахбара

Порт Имам Хомейни — один из самых молодых и современных портов Ирана; гавань названа в честь лидера Исламской революции, высшего руководителя Ирана (рахбара) Сейида Рухоллы Хомейни (1902-1989). 

Универсальный портовый комплекс, занимающий территорию более 1 тыс. га, способен обрабатывать все типы генеральных, навалочных, жидких и контейнерных грузов. Имеет 37 причалов глубиной до 13 м общей протяженностью 7 км, оснащен береговыми, мобильными и контейнерными кранами грузоподъемностью до 500 тонн, штабелерами, а также транспортерами для обработки зерна. Портофлот насчитывает 6 универсальных буксиров. Основные грузы — сельскохозяйственная (кукуруза, пшеница, соя, ячмень, сахар) и химическая продукция, железная руда, контейнеры, нефть и нефтепродукты. Годовой грузооборот — более 30 млн тонн.

Свободная зона

Порт Чахбахар (Шахид Бехешти), расположенный на берегу Оманского залива, с 1991 года имеет статус свободной экономической зоны; предназначен для обработки генеральных, контейнерных, навалочных и наливных грузов. Имеет 10 причалов, оснащенных береговыми, мобильными и контейнерными кранами, а также штабелерами. Глубина у причалов позволяет осуществлять швартовку судов дедвейтом до 100 тыс. тонн. Портофлот насчитывает 3 универсальных буксира. Годовой грузооборот — 8 млн тонн; имеются планы четырехкратного увеличения мощности порта. 

…И мирный атом

Бушер основан в 1736 году; через 30 лет британская Ост-Индская компания основала здесь торговый порт и крупную военно-морскую базу. В 1856 году англичане оккупировали город и гавань, а спустя 60 лет, во время Первой Мировой войны, вернулись сюда с целью недопущения немецкого влияния. 

Во время Второй Мировой войны Бушер был одним из основных портов, с помощью которого в СССР через территорию Ирана шли ленд-лизовские поставки из Англии и США (так называемый Трансиранский маршрут, или Persian Corridor). Начавший свою работу в августе 1941 года, уже через два года маршрут обеспечивал ежемесячную поставку до 200 тыс. тонн различных грузов. При этом морская часть пути от восточного побережья США до Бушера занимала около 75 дней и была значительно безопаснее арктических конвоев. Всего в период Второй Мировой войны по Трансиранскому маршруту было перевезено около 4,2 млн тонн военных и гражданских грузов, или 24% от общего объема ленд-лизовских поставок.

В Бушере находится первая в Иране и на всем Ближнем Востоке атомная электростанция. Строительство АЭС было начато еще в 1974 году немецкой компанией Kraftwerk Union, но остановлено в 1980 году из-за санкций, наложенных на Иран после Исламской революции. В 1992 году Иран подписал с Россией соответствующее межправительственное соглашение и возобновил стройку; подрядчиком выступила компания «Атомстройэкспорт», входящая в состав госкорпорации «Росатом». В 2012 году, через 20 лет после подписания базового документа (!), первый энергоблок Бушерской АЭС был выведен на проектную мощность. 

Порт Бушер предназначен для обработки всех типов генеральных, навалочных, наливных и контейнерных грузов; имеет 7 глубоководных причалов, 17 мобильных кранов грузоподъемностью до 120 тонн, 4 штабелера и несколько десятков автопогрузчиков. Портофлот включает 4 универсальных буксира и 4 дноуглубительные драги. В состав гавани также входит грузовой район (портопункт) Генаве. Годовой грузооборот – около 5 млн тонн.

Первый и крупнейший

Абадан расположен на одноименном острове в дельте реки Шатт-эль-Араб, в 50 км от ее впадения в Персидский залив. Город основан в VIII веке, впервые упоминается в письменном документе в 864 году. В средние века являлся важным торговым и ремесленным центром, но к XVII веку утратил свое экономическое значение. 

Город несколько раз менял свою государственную принадлежность; по Эрзурумскому мирному договору 1847 года, завершившему турецко-персидскую войну, выведен из Османской империи и включен в состав Персии (Ирана). В 1935 году переименован в Абадан; этимология этого названия, скорее всего, восходит к арабскому слову «поклоняющийся». 

В 1908 году недалеко от Абадана обнаружено первое на Ближнем Востоке промышленное месторождение нефти Масджид Сулейман, и вскоре транснациональная нефтяная компания Anglo-Persian Oil Company (в настоящее время – ВР) построила здесь крупнейший в мире НПЗ. Во время Второй Мировой войны этот завод обеспечивал ленд-лизовские поставки в СССР различных видов горючего, включая высокооктановый авиационный бензин и тетраэтилсвинцовую топливную присадку. 

Кроме того, в Абадане работал авиасборочный завод, осуществлявший крупноузловую сборку американских самолетов компании Douglas Aircraft, затем поступавших на вооружение в советские ВВС. Приемка авиатехники проходила здесь же, на Абаданском аэродроме, причем последовательно британским и советским экипажами. В целом по Трансиранскому коридору в СССР было поставлено более 5,6 тыс. боевых самолетов – истребителей и бомбардировщиков.

В ходе ирано-иракской войны 1980–1988 годов приграничный Абадан был сильно разрушен и почти обезлюдел. Порт и НПЗ были восстановлены в 1993 году. 

Порт Абадана расположен на берегу искусственного канала Хафар, соединяющего реки Карун и Шатт-эль-Араб и построенного еще в X веке. Глубина канала — до 10 м — позволяет обрабатывать суда дедвейтом до 35 тыс. тонн. Основные грузы — генеральные, наливные и навалочные. Годовой грузооборот — около 5 млн тонн. Абадан вместе с соседним Хорремшехром в 2004 году включены в свободную экономическую зону Arwand. 

От войны к войне

Хорремшехр, расположенный недалеко от Абадана, тем не менее, всегда имел и имеет сегодня административную и хозяйственную самостоятельность. 

Город под названием Мохаммара (Кут-аль-Мохаммара) основан турками-османами в 1812 году, по Эрзурумскому миру 1847 года передан Персии. В годы Первой Мировой войны был оккупирован турками; после вывода турецкого Мохаммера в течение 8 лет была де-факто независимым городом-государством. Весной 1925 года самостийности пришел конец — персы взяли стратегическую территорию под свой контроль и переименовали провинцию Арабистан в Хузестан, а Мохаммеру — в Хорремшехр (по-персидски — «запретный город»). 

Во время Второй Мировой войны Хорремшехр сыграл важную роль в обеспечении ленд-лизовских поставок в СССР; в частности, здесь был построен крупный автосборочный завод TAP (Truck Assembly Plant), находившийся под управлением General Motors. Готовые автомобили перегонялись по нескольким трассам Трансиранского маршрута: Хорремшехр — Тегеран — Ашхабад, Хорремшехр — Тегеран — Астара — Баку и Хорремшехр — Тебриз — Джульфа — Орджоникидзе (Владикавказ). В 1945 году завод был демонтирован и вывезен в Советский Союз; всего за годы войны из Ирана в СССР поставлены более 184 тыс. автомобилей различного класса и назначения.

В начале ирано-иракской войны, в октябре 1980 года, после месячной осады иракская армия захватила Хорремшехр, ставший единственным крупным иранским городом, оккупированным Ираком. Спустя полтора года в ходе иранского наступления город был освобожден, что стало одним из главных успехов Ирана в ходе войны. Хорремшехр был сильно разрушен; его восстановление заняло более 10 лет.

Порт Хорремшехра предназначен для обработки генеральных, контейнерных и наливных грузов, а также для пассажирских перевозок. В гавани имеются 24 грузовых причала общей протяженностью более 5 км и глубиной 7 м; порт оснащен 5 береговыми и 26 мобильными кранами грузоподъемностью до 100 тонн, а также 6 штабелерами грузоподъемностью до 40 тонн. Портофлот включает 4 универсальных буксира. Годовой грузооборот гавани — 3 млн тонн.

Григорий Волчек