Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Аргентина
Добрый ветер
История Буэнос-Айреса началась 2 февраля 1536 года, когда испанский конкистадор Педро де Мендоса основал на этом месте первое поселение. Увы, спустя пять лет колонисты, не выдержав постоянных нападений коренных жителей — индейцев чарруа — ушли вверх по реке в город Асунсьон, нынешнюю столицу Парагвая. Еще через 35 лет конкистадор Хуан де Гарай восстановил поселение и порт, названные по-испански длинно, торжественно и богобоязненно: «город пресвятой троицы и порт богоматери святой Марии добрых ветров» (Ciudad de la Trinidad, Puerto de Nuestra Señora Santa María del Buen Ayre). Город вошел в состав вице-королевства Перу, являвшегося частью Испанской империи.

В 1776 году Буэнос-Айрес становится столицей вновь созданного вице-королевства Рио-де-Ла-Плата. В этот период началось активное развитие города; резко увеличилась иммиграция, в основном, за счет испанцев, итальянцев и французов.
Начало XIX века было для Буэнос-Айреса очень бурным — сначала город дважды пытались захватить англичане, а в 1810 году, на фоне захвата Наполеоном Испании, произошла так называемая Майская революция, в результате которой провозглашено независимое государство — Соединенные провинции Рио-де-ла-Плата (впоследствии — Соединенные провинции Южной Америки). После полувека войн и анархии из состава молодого государства выделились Уругвай, Парагвай и Боливия, а часть районов вошли в состав Чили, Перу и Бразилии. Ядро Соединенных провинций в 1826 году получило название Аргентина («серебряная страна»).
6 июня 1860 года был зафиксирован нынешний статус-кво Буэнос-Айреса — после долгих тяжб и вооруженных столкновений столица законодательно урегулировала свои отношения с центральным правительством. В 1883 году в городе впервые появился мэр, назначаемый президентом страны в соответствии с решением Сената. К началу XX века благодаря массовой иммиграции и активному строительству центр города приобрел современный впечатляющий облик. В 1913 году в Буэнос-Айресе построено первое в Латинской Америке метро, которое местные жители называют Subte. В тот период Буэнос-Айрес был двенадцатым по величине городом в мире с населением более 1,5 млн жителей, а Аргентина — одной из самых экономически развитых стран мира.

В период после Второй Мировой войны на облик Буэнос-Айреса и Аргентины в целом существенно повлиял генерал Хуан Доминго Перон, президент страны в 1946-1955 и 1973-1974 годах. После внезапной смерти генерала страну возглавила его супруга Мария Эстела (Исабель) Перон (не путать со второй женой Перона – легендарной Эвитой, героиней знаменитого мюзикла и кинофильма). Отметим, что Исабель стала первой в мире женщиной-президентом; кстати, она жива до сих пор, ей 93 года.
Правление Исабель было недолгим — в марте 1976 года ее свергла военная хунта, развязавшая террор против оппозиции. За 7 лет «грязной войны» были убиты 10 тысяч человек, 30 тысяч бесследно исчезли, 60 тысяч получили длительные тюремные сроки по политическим мотивам. После восстановления демократии большинство руководителей хунты были приговорены к пожизненному заключению.
После конституционной реформы 1994 года Буэнос-Айрес получил свою конституцию и выборные органы местного самоуправления. Увы, этот год омрачился тяжелейшим терактом — 18 июля возле еврейского общинного центра была взорвана бомба; в результате взрыва 85 человек погибли, 300 были ранены. Спустя 10 лет произошла еще одна трагедия — в ночном клубе Republica Cromañon произошел пожар, в результате которого погибли 194 человека и 1432 были ранены; это стало крупнейшей катастрофой в новейшей истории Аргентины.
Сегодня население города составляет более 3,5 млн человек.
Порт Буэнос-Айреса — крупнейший в стране, Латинской Америке и южном полушарии; он играет огромную роль в жизни города (недаром его коренных жителей часто называют «портеньо»). Гавань расположена на расстоянии 250 км от Атлантического океана в бухте в южной части залива Ла-Плата, на левом берегу реки Риачуэло. Интересно, что на другом берегу залива находится Монтевидео, столица Уругвая.
До конца XIX века в качестве порта Буэнос-Айреса использовалась мелководная акватория Balizas Interiores («внутренние маяки»). В 1889 году был открыт новый портовый район — Южный док, в 1897 — Пуэрто-Мадеро (в настоящее время закрыт), в 1925 — Пуэрто-Нуэво. В настоящее время в столичном порту действуют более 50 причалов общей длиной более 30 км и глубиной до 11 м. Максимальная длина обслуживаемых кораблей — до 300 м. Основные грузы — сельхозпродукция (мясо-молочные продукты, шерсть, кожа, зерно, табак, соки), нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, химикаты, стройматериалы, текстиль, контейнеры.
Нефтеналивной терминал Voxen Almacenajes имеет два причала; к нему примыкает крупный НПЗ, принадлежащий Royal Dutch Shell (мощность по переработке — 110 тыс. баррелей нефти в сутки). Пассажирский терминал Benito Quinquela Martin принимает более 200 круизных лайнеров в год. Скоростные пассажирские паромы компаний Buquebus, Ferrylineas и Sturla обслуживают регулярные пассажирские маршруты в Тигре и уругвайские города Монтевидео и Колония-дель-Сакраменто. Судоверфи, располагающие 2 сухими и 4 плавучими доками, обеспечивают ремонт больших судов. Годовой грузопоток порта — 140 млн тонн, судопоток — 5 тыс. кораблей.
Венок из роз
Росарио c населением 1,35 млн жителей — третий по численности город страны (после Буэнос-Айреса и Кордовы); находится в провинции Санта-Фе в 300 км к северо-западу от Буэнос-Айреса. Название города в переводе с латыни означает «венок из роз» — традиционные католические четки. В 1812 году генерал Мануэль Бельграно впервые поднял здесь национальный флаг Аргентины (об этом событии сегодня напоминает памятник в центре города). До середины XVIII века город развивался медленно; в 1880 году были либерализованы законы об эмиграции и в Росарио начался бурный прирост населения и развитие промышленности.

Росарио — родина команданте Эрнесто Че Гевары, а также целой плеяды выдающихся футболистов и тренеров, включая великолепного Лионеля Андреса Месси и мудрого Сесара Луиса Менотти, под чьим руководством в 1978 году сборная Аргентины стала чемпионом мира.
Гавань Росарио (Сан-Лоренсо/Сан-Мартин) — второй по грузообороту порт страны и первый по экспорту зерновых и масличных культур; полностью принадлежит государству. Четверть объема перевалки занимают нефтеналивные грузы; есть пассажирский терминал. Порт, расположенный на правом берегу полноводной реки Парана, был построен в 1852 году и с тех пор многократно расширялся. Глубина основных причалов – от 10 до 15 м; максимальный дедвейт принимаемых судов — 90 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 130 млн тонн.
Мясо, рыба и нефть
Байя-Бланка («белая бухта») находится в провинции Буэнос-Айрес в 700 км к югу от аргентинской столицы. Город основан 11 апреля 1828 года; это крупный центр мясной, рыбной, мукомольной и нефтеперерабатывающей промышленности (здесь, в частности, расположен НПЗ Petrobras мощностью 30 тыс. баррелей нефти в сутки). В настоящее время население города превышает 300 тыс. человек.
Порт Байя-Бланка расположен на берегу одноименной бухты Атлантического океана на глубине от 7 до 20 м. Гавань состоит из трех портовых районов – Росалес (рыболовецкие, каботажные и маломерные суда, портофлот), Иньенеро Уайт и Гальван. Максимальные габариты принимаемых судов: длина — 275 м, ширина — 42 м, дедвейт — 160 тыс. тонн. Основные грузы — мясо-молочная продукция, зерно, растительное масло, рыба, нефтепродукты, уголь, стройматериалы, контейнеры, генеральные грузы; также порт осуществляет значительные пассажирские перевозки. Наливные грузы (темные и светлые нефтепродукты, этилен, пропан-бутан, СПГ, винилхлорид, нафту, газойль, жидкий аммиак и каустическую соду) переваливают 4 специализированных терминала глубиной от 12,5 до 14 м — Profertil, Comandante Piedrabuena/Pampa Energia, Mega и Energen. Здесь же находятся плавучий нефтехимический завод Polisur, а также два точечных наливных причала Ancla и Ciguena, принадлежащих нефтяной компании Yacimientos Petroliferos Fiscales (YPF). Годовой грузооборот порта — 120 млн тонн.
Важная особенность гавани Байя-Бланки — дислокация главной базы Военно-морских сил Аргентины «Пуэрто-Бельграно», где также расположены арсенал, судоверфь (там ремонтируются и военные, и гражданские корабли), лагерь морской пехоты «Батериас» и военный аэродром «Команданте Эспора».
Танго нуэво
Мар-дель-Плата («серебряное море») находится в провинции Буэнос-Айреса в 400 км к югу от столицы страны. Эту местность, начиная с 1577 года, обследовали выдающиеся мореплаватели Фрэнсис Дрейк и Хуан де Гарай. Первое поселение, расположенное вблизи озера Лагуна-де-Лос-Падрес, основали иезуиты, но эта колония просуществовала недолго. В 1857 году здесь были построены пирс и фабрика по производству солонины, а через 17 лет основан город. В 1911 году начала действовать железнодорожная линия до Буэнос-Айреса, и Мар-дель-Плата стала быстро развиваться как город-курорт.
В настоящее время Мар-дель-Плата — важный спортивный центр (в частности, здесь находится стадион Jose Maria Minella, принявший 6 игр чемпионата мира по футболу 1978 года). Основа экономики города, помимо портового хозяйства — туризм, а также предприятия текстильной, пищевой и нефтехимической промышленности. Самый известный уроженец города, именем которого назван местный аэропорт — Астор Пьяццолла (1921–1992) — выдающийся композитор, родоначальник стиля «танго нуэво»; аргентинцы называют музыканта El Gran Astor («Великий Астор»).
В настоящее время в Мар-дель-Плата живет более 600 тыс. человек.
Порт Мар-дель-Плата, построенный в 1916 году и с тех пор существенно расширенный, состоит из трех доковых бассейнов глубиной до 13 м. Основная специализация гавани — обслуживание и ремонт рыболовецких судов, а также перевалка и переработка рыбы. Другие грузы — зерно, мясопродукты, лес, стройматериалы, нефтепродукты (бункеровка), контейнеры. Максимальная длина обрабатываемых судов — 182 м, дедвейт — 50 тыс. тонн. В гавани также находятся два крупных судоремонтных завода и дислоцируются подразделения ВМС Аргентины. Годовой грузооборот порта — 20 млн тонн.
Григорий Волчек