Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Аргентина

Первая битва

Ла-Плата — административный центр провинции Буэнос-Айрес, один из самых молодых городов Аргентины. После придания Буэнос-Айресу статуса федерального округа в 1880 году было принято решение перенести центр провинции в специально построенный для этой цели город в 60 км к югу от столицы. Центр города имеет форму квадрата c двумя диагональными авенидами, в связи с чем Ла-Плата получила прозвище La Ciudad de las Diagonales («Город диагоналей»); еще одно неофициальное название города — La Ciudad de los Tilos («Город лип»). 

В городе базируются две футбольные команды высшей лиги (Liga Profesional de Futbol) — Estudiantes («Студенты») и Gimnasia y Esgrima («Гимнастика и фехтование»). Более титулованный Estudiantes пять раз становился чемпионом Аргентины (плюс один любительский титул); более того, в конце 1960-х годов клуб был одной из сильнейших команд мира, трижды подряд выигравшей Copa Libertadores (главный клубный турнир Южной Америки) и один раз — Межконтинентальный кубок, обыграв могучий Manchester United. В тот славный период капитаном Estudiantes был легендарный Карлос Сальвадор Билардо; впоследствии он стал тренером, под руководством которого сборная Аргентины в 1986 году стала чемпионом мира, а в 1990 году — серебряным призером мундиаля.

Город расположен на южном берегу эстуария Рио-де-ла-Плата («серебряная река»), образованного слиянием рек Уругвай и Парана. Получившийся огромный залив вытянут в длину на 320 км; в месте слияния рек его ширина составляет 48 км, а при впадении в Атлантический океан — 220 км. При этом площадь водосбора (Ла-Платская низменность) основных притоков Рио-де-ла-Платы занимает пятую часть территории Южной Америки, включая юго-восток Боливии, юг и центр Бразилии, весь Парагвай, большую часть Уругвая и север Аргентины. 

13 декабря 1939 года недалеко от города Ла-Плата произошло первое крупное морское сражение Второй Мировой войны — бой между англо-новозеландской эскадрой и новейшим немецким тяжелым крейсером Admiral Graf Spee, проводившим рейдерские операции в южной Атлантике; в результате боестолкновения серьезно поврежденный немецкий корабль, бывший флагман кригсмарине, был потоплен в нейтральных водах.

Гавань Ла-Платы состоит из двух портовых районов — Гран Док и Иньенеро Рокка. Основные грузы Гран Дока — наливные: нефть, нефтепродукты и сжиженный газ; кроме того, терминал переваливает нефтяной кокс и генеральные грузы. Припортовый НПЗ, принадлежащий компании YPF, перерабатывает 190 тыс. баррелей нефти в сутки; завод связан 425-километровым нефтепроводом с другим крупным портом – Байя-Бланка. Специализация Иньенеро Рокка – перевалка металлозаготовок, сталепроката и кабельной продукции. Глубина основных причалов – от 7 до 9 м. Также в гавани находится судоверфь Rio Santiago, оснащенная сухим доком. Годовой грузооборот порта — 5 млн тонн.

У большой реки

Санта-Фе («святая вера») — административный центр одноименной провинции; находится на северо-востоке страны, недалеко от слияния рек Парана и Саладо. Город основан в 1573 году, столицей провинции стал в 1814 году. Роль Санта-Фе в аргентинской политике подчеркивает его выбор в качестве места проведения Конституционных конвентов в 1949, 1957 и 1994 годах.

На другом берегу Параны находится одноименный город, соединенный с Санта-Фе тоннелем. Общее население городской агломерации — около 1 млн человек. Несмотря на географическую близость к Санта-Фе, город Парана юридически самостоятелен — это столица провинции Энтре-Риос. Более того, с 1854 по 1861 год город был столицей страны. 

Парана — крупный речной порт по перевалке зерна, скота, растительного масла, мяса, рыбы, леса, стройматериалов (цемента) и контейнеров. 

На краю света

Ушуайя — город на крайнем юге страны, на острове Огненная Земля, административный центр этой провинции. Название города на языке индейцев племени ямана означает «залив с западной стороны». Ушуайя — самый южный город Земли; также здесь находятся самые южные в мире национальный парк, железная дорога и аэропорт (при этом воздушная гавань Malvinas Argentinas способна принимать дальнемагистральные самолеты). Население города — 85 тыс. человек.

Порт Ушуайи расположен на берегу пролива Бигл, названного в честь бриг-шлюпа Beagle, на котором великий биолог Чарльз Дарвин совершил свое знаменитое путешествие, во время которого обогнул Южную Америку, пройдя через только что открытый пролив. Гавань состоит из двух бассейнов — Северного (глубина — 10,5 м) и Южного (6 м). Специализированный нефтяной терминал Orion Oil обслуживает каботажные танкеры. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, рыба, стройматериалы, контейнеры, генеральные грузы. При этом основная специализация гавани — обслуживание туристического потока круизных кораблей и яхт, следующих в Антарктиду. Отдельный причал отдан под нужды военно-морской базы. Порт Ушуайи был главным пунктом базирования аргентинских Вооруженных сил в ходе военного конфликта вокруг Фолклендских (Мальвинских) островов в апреле-июне 1982 года (завершился победой Великобритании). 

Нефтяная столица

Комодоро-Ривадавия — город в провинции Чубут на юге Аргентины, в центре Патагонии. Город назван в честь морского министра Мартина Ривадавия, инициатора развития юга страны. Комодоро — «нефтяная столица» Аргентины. Нефть здесь нашли давно, еще в 1907 году (раньше, чем на Ближнем Востоке). В 1922 году на базе здешних промыслов была создана первая в мире государственная нефтяная компания Yacimientos Petroliferos Fiscales (YPF). Современный облик нефтепромыслы Комодоро-Ривадавия приобрели в 60-е годы, когда были открыты крупные месторождения в районах Эль-Уэмуль и Пьедра-Клавада, а также в заливе Сан-Хорхе. В настоящее время здесь добывается половина аргентинской нефти (около 50 тыс. баррелей в сутки); остаточные извлекаемые запасы составляют 180 млн тонн. Попутный и природный газ по 1770-километровому трубопроводу подаются в Буэнос-Айрес. В настоящее время население города составляет около 250 тыс. человек.

Порт Комодоро-Ривадавиа, имеющий собственное название Масьель, расположен на побережье Атлантического океана; построен в 1928 году. Основные грузы (85% грузооборота) — нефть и нефтепродукты. Кроме того, порт используется для обслуживания рыболовецкого флота и пассажирских перевозок. Гавань состоит из четырех портовых районов: в Пунта-Борха расположены рыболовецкие причалы и судоверфь; терминалы Repsol-YPF, Caleta Cordova и Caleta Olivares используются для перевалки нефтеналивных грузов. Эти терминалы используют 8 выносных причальных устройств, расположенных на глубине до 23 м. Глубина береговых причалов – 7-9 м, якорных стоянок – 12,5 м. Порт может принимать суда длиной до 275 м и дедвейтом до 160 тыс. тонн. 

Григорий Волчек