Продолжаем обзор крупнейших нефтегаваней мира: Новая Зеландия
Столица киви
Тауранга — город на Северном острове, центр региона Бэй-оф-Пленти; население — 120 тыс. человек. Название города переводится с языка маори, коренного населения страны, как «защищенная бухта». Расположенные в округе плантации киви и предприятия по его переработке позволяют называть Таурангу «мировой столицей киви». Кроме того, Тауранга – одно из наиболее популярных мест летнего отдыха новозеландцев.
Порт Тауранга — крупнейший в стране. Построен в 1955 году, затем неоднократно модернизировался и расширялся; имеет 15 причалов длиной от 150 до 270 м и глубиной от 9 до 15 м. Основные грузы — круглый лес и пиломатериалы, сельхозпродукция (молочные продукты, киви, протеиновые корма), нефтепродукты, удобрения, уголь, стройматериалы, контейнеры, генеральные грузы. Основные маршруты проложены в страны Юго-Восточной Азии (Японию, Китай, Южную Корею), Австралию и Океанию. Годовой грузооборот — 30 млн тонн, включая 2 млн тонн нефтепродуктов.
Между двух морей
Окленд — крупнейший город Новой Зеландии с населением около 1,6 млн человек (около трети всего населения страны). Город расположен на Северном острове, на перешейке между заливом Мангере Тасманова моря и устьем Тамаки-Ривер, впадающей в открытый океан (Тихий). Соответственно, Окленд — один из немногих городов мира, имеющий выход к двум разным морям.
Первое постоянное поселение европейцев появилось здесь в 1833 году. Вскоре капитан Уильям Хобсон, первый губернатор Новой Зеландии, подписал с местными вождями исторический договор Вайтанги, согласно которому Новая Зеландия стала отдельной колонией Великобритании со столицей в Окленде. Город был назван в честь Джорджа Идена, 1-го графа Оклендского (1-st Earl of Auckland), губернатора Индии и всех восточных колоний Великобритании. И затем именно сюда, в Окленд, пошел основной поток европейских переселенцев в Новую Зеландию.
В 1865 году столица колонии была перенесена в Веллингтон, однако Окленд продолжал оставаться экономической столицей Новой Зеландии, чему способствовала «золотая лихорадка» (открытие россыпей золота на полуострове Коромандел). В годы Первой и Второй мировых войн в Окленде располагалась одна из основных военно-морских баз Великобритании в Южно-Тихоокеанском регионе.
Большинство населения города составляют европейцы при значительном количестве маори, тихоокеанских и азиатских народов. Особенно заметно присутствие полинезийцев, что делает Окленд неофициальной столицей Полинезии. В основных рейтингах наиболее комфортных городов мира Окленд неизменно входит в первую десятку.
Гавань Окленда — крупный транзитный порт на маршрутах грузовых и круизных кораблей от австралийского Сиднея до тихоокеанских портов Северной Америки. Кроме того, Окленд — важный пункт паромного сообщения с другими городами и отдаленными островами Новой Зеландии.
Первый причал (Queen Street Wharf) был построен здесь в 1855 году. Современный облик порт принял после двух этапов расширения — в 1913-1923 и 1948-1971 годах. Гавань состоит из семи портовых районов — Уаитемата-Харбор, Манукау-Харбор, Онехунга, Саут-Окленд, Палмерстон-Норт, Маунт-Маунгануи и Уаикато. 9 терминалов – Фергюсон (контейнерный), Куинз и Принсез (пассажирские), Фрейбург, Джелико, Марсден, Бледислоу, Кэптэн Кук (универсальные) и Виньярд (нефтеналивной) имеют 17 причалов глубиной от 5,5 до 10 м и 11 якорных стоянок глубиной 12,5 м (как и подходный канал). Основные грузы – металлопрокат, нефтепродукты, стройматериалы, лес, сельхозпродукция, автомобили, контейнеры, генеральные грузы.
Окленд выполняет большие объемы бункеровки судов корабельным мазутом, дизельным топливом и газовым бензином; для этих работ используется танкер Awanuia, принадлежащий консорциуму Seafuels/BP Marine. Ранее топливо поставлялось в порт Окленда по 168-километровому трубопроводу с единственного в стране НПЗ Marsden Point мощностью 100 тыс. баррелей нефти в сутки; после закрытия завода в 2022 году бункеровка осуществляется импортными нефтепродуктами.
Годовой грузооборот Оклендского порта — 15 млн тонн.
Церковь Христа
Крайстчерч — город на Южном острове, административный центр региона Кентербери с населением 400 тыс. человек. Название города переводится с английского языка как «церковь Христа». Поселение основано китобоями как место отдыха судовых команд. Первые поселенцы-колонисты, поддержанные New Zealand Company, прибыли сюда из Англии в 1850 году, и уже через 6 лет Крайстчерч первым в Новой Зеландии официально получил статус города. Вскоре здесь была открыта первая в стране железная дорога с пассажирским сообщением Ferrymead Railway, действующая до сих пор.
XXI век, увы, принес Крайстчерчу сразу две трагедии: 22 февраля 2011 года здесь произошло сильное землетрясение, унесшее жизни 185 человек, а 15 марта 2019 года в мечети Аль-Нур после пятничной молитвы террорист расстрелял 51 человека.
Гавань Крайстчерча находится в пригороде — Литтелтоне. Порт построен в 1877 году, с тех пор неоднократно модернизировался и расширялся. В настоящее время является самым крупным и глубоководным портом Южного острова, выходящим в открытый океан. В гавани действуют 13 причалов — 8 универсальных, 4 контейнерно-сухогрузных (один из них — Te Awaparahi Bay — открыт в текущем году после глубокой модернизации) и один нефтеналивной. Глубина причалов — от 9,5 до 13,5 м, якорных стоянок — от 14 до 15 м. Основной груз (до 2,5 млн тонн в год) — коксующийся уголь с близлежащего месторождения Стоктон компании Solid Energy. Другие грузы — нефтепродукты, СПГ, удобрения, автомобили, лес, сельхозпродукция (фрукты, овощи, мясо), стройматериалы, контейнеры, Ro-Ro, генеральные грузы. На пассажирском терминале Кэшин-Квай обслуживаются круизные суда (65 тыс. пассажиров в год). Максимальные размеры обрабатываемых судов: длина — 300 м, ширина — 36 м, дедвейт — 115 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 13 млн тонн (в т.ч. 1 млн тонн жидкого топлива), судопоток — 1200 кораблей.
Родина гения
Нельсон, названный в честь прославленного английского флотоводца адмирала Горацио Нельсона, расположен на севере Южного острова, на побережье залива Тасмана, напротив Веллингтона. Город основан в 1841 году New Zealand Company по тщательно продуманной схеме, предусматривавшей высадку на «диких берегах» геодезической партии, подготовку земельных участков и последующую продажу земли путем проведения торгов и лотерей. Грамотно организованный процесс привел к тому, что спустя полгода в поселке было уже 100 домов и 500 постоянных жителей, не считая быков, свиней, овец и домашней птицы. Отметим, что в числе первопоселенцев Нельсона, наряду с англичанами, были немцы из Бремена и Гамбурга.
В настоящее время население города составляет 50 тыс. человек. Помимо развитой портовой инфраструктуры и активных лесозаготовок, город известен как главный центр рыболовства в Новой Зеландии. Но еще большую славу заштатному городку принес его самый известный уроженец — выходец из многодетной семьи местного фермера-льновода, один из самых крупных ученых ХХ века, «отец ядерной физики», лауреат Нобелевской премии Эрнест Резерфорд.
Первый причал в гавани Нельсона был построен в 1859 году. В настоящее время порт имеет два подходных канала (внутренний и внешний), 12 специализированных причалов (включая нефтеналивной, пассажирско-круизный и рыболовецкий) глубиной от 6,5 до 10,5 м, четыре якорные стоянки, марину для яхт и прогулочных судов, а также судоремонтную верфь Calwell Slipway. Портофлот включает лоцманский катер и три мощных буксира. Общая площадь складов и открытых грузовых площадок — около 30 тыс. кв. м. Основные грузы — нефтепродукты, автомобили, фрукты (в основном, яблоки), виноматериалы, лес-кругляк, пиломатериалы, стройматериалы, рыба, морепродукты, контейнеры, генеральные грузы. Годовой грузооборот — 12 млн тонн, судопоток — 900 кораблей.
Вид на вулкан
Нью-Плимут, расположенный на западном побережье острова Северный — центр района Таранаки с населением около 75 тыс. человек. Первое европейское поселение было основано здесь китобоями при содействии New Zealand Company в 1841 году. Экономика региона традиционно базируется на сельском хозяйстве с акцентом на молочное животноводство. Второй по значимости сектор экономики — офшорная добыча газа в объеме около 1,5 млрд кубометров в год (три четверти общей добычи углеводородов в стране).
Порт Таранаки с прекрасным видом на одноименный заснеженный вулкан высотой 2,5 тыс. м (кстати, очень похожий на знаменитую Фудзияму), основан в 1880 году; полностью принадлежит местному муниципалитету. Гавань включает 9 высокомеханизированных причалов глубиной 12,5 м, 10 гектаров складских территорий (треть из них – крытые), круизный терминал и военно-морскую базу ВМФ Новой Зеландии. Порт служит береговой базой для обслуживания уникальных морских ветропарков Саут-Таранаки Байт и Уаикато, а также пущенного в эксплуатацию в 1979 году офшорного газонефтяного месторождения Мауи с двумя добывающими платформами. Промысел находится в 35 км от побережья на 100-метровой глубине; в состав операционного консорциума входят Royal Dutch Shell, OMV и Todd Energy.
Годовой грузооборот порта Таранаки — 7 млн тонн, судопоток — 300 кораблей.
Мир шерсти
Нейпир расположен на Северном острове, центр региона Хоукс-Бэй; население — 60 тыс. человек. Основа экономики региона — сельское хозяйство; особенно развито овцеводство — Нейпир считается крупнейшим центром производства шерсти в Южном полушарии. Кроме того, здесь традиционно развито садоводство и виноградарство.
Порт Нейпира основан в 1885 году; контейнерный терминал построен в 1994 году, существенно расширен в 2016 году. Основные грузы — сельхозпродукция (шерсть, фрукты, виноград, виноматериалы), нефтепродукты (бункеровка), контейнеры, генеральные грузы. Годовой грузооборот — 7 млн тонн.
Самая южная столица
Веллингтон — столица Новой Зеландии, крупнейший столичный город в регионе Австралия и Океания (в частности, больше австралийской Канберры) и самая южная столица в мире. Население — 450 тыс. человек. Город назван в честь Артура Уэлсли, 1-го герцога Веллингтона, выдающегося английского полководца, победителя исторической битвы при Ватерлоо, впоследствии премьер-министра Великобритании. Веллингтон расположен на юге острова Северный, на берегу пролива Кука, разделяющего главные новозеландские острова.
Город основан в 1839 году полковником Уильямом Уэйкфилдом из New Zealand Company. Через четверть века Веллингтон, находящийся в географическом центре Новой Зеландии, стал ее столицей, коей остается и поныне.
Отметим, что в конце XIX века Новая Зеландия и ее молодая столица стали весьма заметны на политической карте мира. Благодаря реформам либеральных правительств, возглавляемых выдающимися государственными деятелями Джоном Баллансом и Ричардом Седдоном, в 1893 году Новая Зеландия стала первой в мире страной, предоставившей всем женщинам право голоса, в 1894-м также впервые в мире приняла закон о трудовых спорах между работодателями и профсоюзами, а в 1898-м — первой в Британской империи ввела пенсии по старости для всех групп населения.
В 1907 году Новая Зеландия получила фактическое самоуправление в статусе доминиона Британской империи, а спустя 40 лет ратифицировала Вестминстерский статут и приобрела полную самостоятельность во всех внутренних и внешних делах и политико-правовое равенство с метрополией (Великобританией).
Гавань Веллингтона, официально называемая CentrePort, протянулась вдоль побережья почти на 50 км; включает 24 причала, в том числе три нефтяных, обеспечивающих нефтепродуктами международный аэропорт Веллингтона (Burnham Wharf), военную авиабазу Охакеа и городской общественный транспорт (Seaview), а также паромы Interislander и Bluebridge, курсирующие между островами (Aotea Quay-3). Максимальный размер обслуживаемых судов: осадка — до 11,5 м, длина — до 290 м, дедвейт — до 115 тыс. тонн. Основные грузы — круглый лес, пиломатериалы, древесная щепа, бумага, нефтепродукты, цемент, сталепрокат, металлолом, автомобили, химикаты (фосфаты, кальцинированная сода), рыба, морепродукты, сельхозпродукция (зерно, шерсть, мясо, фрукты, овощи), контейнеры, генеральные грузы. Годовой грузопоток — 5 млн тонн, включая 1 млн тонн нефтепродуктов; пассажиропоток — 1,5 млн человек; судопоток — 13 тыс. кораблей.
Китовая бухта
Фангареи расположен на острове Северный, региональный центр региона Нортленд. Полное название города на языке маори — Фангареи-Теренга-Параоа («место, где плавают киты»). Первые европейцы появились в округе в 1839 году. В 1880 году в Фангареи пришла железная дорога, и молодой город стал экономическим центром Нортленда.
Современная гавань Фангареи (Northport) была построена в 2002-2007 годах. Находится в пригороде Марсден-Пойнт, названном в честь выдающегося англиканского проповедника и миссионера Сэмюэла Марсдена. В порту работают 4 причала — 3 глубоководных (от 12,5 до 14 м) и один мелководный (7,5 м, для маломерных и каботажных судов и портофлота). После закрытия в 2022 году единственного в стране НПЗ Marsden Point, расположенного в припортовой зоне, его обширный резервуарный парк используется для приема импортных нефтепродуктов. Основные грузы, обрабатываемые в порту — сельхозпродукция (кормовая патока — меласса, семя масляной пальмы, киви, мясо-молочная продукция), лес (кругляк, фанера, шпон, пиломатериалы, щепа), нефтепродукты, уголь, удобрения, гипс, насыпной и пакетированный цемент, контейнеры, генеральные грузы. Бункеровочное хозяйство, принадлежащее компании ВР Marine, состоит из танкера, развозящего дизтопливо, и баржи, доставляющей флотский мазут. Порт принимает паромы океанического класса. На территории гавани также расположена судоверфь по ремонту и обслуживанию яхт и других маломерных судов. Годовой грузооборот порта — 5 млн тонн.
Пингвины и котики
Территория будущего города Данидин, расположенного на Южном острове, появилась в поле зрения европейцев в 1770 году: великий английский мореплаватель капитан Джеймс Кук написал в судовом журнале, что видел в местной округе множество пингвинов и морских котиков.
В 1815 году английские поселенцы основали здесь деревню; увы, вскоре они стали жертвами аборигенов: мелкая склока переросла в жестокую бойню, в результате которой почти все первопроходцы были убиты и съедены. Более успешная попытка колонизации была предпринята в 1831 году, когда китобои из Сиднея основали здесь китобойную станцию. Через 10 лет в окрестностях станции появились первые на Южном острове фермы. В 1848 году шотландские пресвитерианцы при содействии New Zealand Company на базе существующего поселения основали город Данидин, названный в честь столицы Шотландии (на гэльском языке Эдинбург называется Dun Eideann).
В 1865 году благодаря очередной «золотой лихорадке» Данидин стал крупнейшим по численности населения городом Новой Зеландии. Вскоре здесь был открыт первый в стране Университет Отаго, а в 1878 году — построена железная дорога Данидин — Крайстчерч.
В настоящее время в городе, административном центре региона Отаго, живет около 140 тыс. человек; наряду с портовой инфраструктурой здесь развито сельское хозяйство (прежде всего, животноводство), рыболовство и туризм.
Порт Данидина, который официально называется Порт-Отаго, принадлежит правительству одноименного региона. Порт состоит из двух районов со своими подходными каналами — контейнерного Порт-Чалмерса (глубоководная Нижняя гавань; глубина от 11,5 до 14 м) и Данидина (мелководная Верхняя гавань; от 4,5 до 9 м). Изначально порт специализировался на экспорте мяса (так, в 1882 году отсюда в Лондон повез мороженое мясо первый в Новой Зеландии корабль-рефрижератор), но затем стал универсальной гаванью. Более того, в начале 70-х годов порт стал пионером по обработке новейших ячеистых контейнеровозов. В настоящее время в порту работают 13 причалов, включая специализированные терминалы по обработке нефти, СПГ и удобрений. Общая площадь крытых складов и морозильников — 93 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок — около 20 га. Максимальные габариты обслуживаемых судов: длина — 185 м, ширина — 32 м. Основные грузы — нефтепродукты, СПГ, сельхозпродукция (мясо-молочная продукция, фрукты, овощи), удобрения, рыба, морепродукты, лес-кругляк, пиломатериалы, цемент, контейнеры, генеральные грузы. Годовой грузооборот — 5 млн тонн, судопоток — 500 кораблей.
Рыба и мясо
Тимару находится на восточном (тихоокеанском) побережье Южного острова, ровно посредине между Данидином и Крайстчерчем. Заселение этой территории европейцами началось в 1839 году, после строительства китобойной станции (местная бухта была названа по имени китобойного корабля Carolina). В настоящее время в Тимару живет 35 тыс. человек; основа экономики города, помимо порта — рыболовецкие артели и предприятия пищевой промышленности.
Порт Тимару, официально именуемый PrimePort, создан в 1877 году. Сегодня это второй по величине рыболовецкий порт страны; здесь работают 5 причалов (включая пассажирско-круизный) глубиной от 8 до 11,5 м. Портофлот состоит из 3 буксиров, лоцманского и гидрографического катеров. Основные грузы — рыба, морепродукты, нефтепродукты, химикаты (кислоты), сельхозпродукция (мясо, животные жиры, пальмовое масло, меласса), лес-кругляк, цемент, удобрения, контейнеры, генеральные грузы. Годовой грузооборот — 5 млн тонн, судопоток — 500 кораблей.
Григорий Волчек