Продолжаем обзор крупнейших европейских нефтеналивных портов

Благословенная бухта

Лиссабон — один из старейших городов Западной Европы, существенно превосходящий по возрасту Мадрид, Париж и Лондон.

Stock.adobe.com

Примерно с 1200 года до н.э. в центре современного города, на южном склоне Замкового холма, находился финикийский торговый порт. Это место на правом берегу реки Тежу (Тахо) называлось Alis Ubbo(«благословенная бухта»). Впоследствии топоним Алис Уббо превратился в Лиссабон. 

Затем город вошел в состав Римской империи как часть провинции Лузитания; соответственно, лиссабонский порт стал опорным для морской торговли с римскими владениями в Британии. 

После распада Римской империи город регулярно занимали и грабили варвары — сарматы, аланы и вандалы. Затем Лиссабон вошел в состав государств германцев — свевов и вестготов. Потом их сменили мусульмане из Северной Африки — берберы, арабы и мавры-альморавиды. В 1147 году в ходе Реконкисты рыцари-крестоносцы под предводительством Афонсу I Португальского отвоевали Лиссабон, и город вернулся к христианскому укладу жизни. 

Спустя век Лиссабон стал столицей португальских земель (остается таковым и по сей день) и важным торговым пунктом, связывавшим Северную Европу со Средиземноморьем. В XV-XVII веках большинство португальских экспедиций эпохи Великих географических открытий начинались с Лиссабона. 

1 ноября 1755 года город был уничтожен одним из самых разрушительных землетрясений в мировой истории. Ужасная катастрофа унесла жизни более 30 тыс. человек и уничтожила почти 90% городской инфраструктуры. Это событие шокировало европейцев, оставив глубокий след в их сознании; Вольтер написал об этом свое знаменитое произведение — Poême sur le désastre de Lisbonne. После землетрясения город был фактически построен заново. 

XIX век прошел для Лиссабона относительно спокойно, а вот в бурном XX веке город стал центром сразу трех революций: 5 октября 1910 года завершилась многовековая история португальской монархии; 6 июня 1926 года на смену так называемой Первой республике пришло «Новое государство» (Estado Novo), вскоре превратившаяся в диктатуру Антониу де Салазара, идеолога «корпоративного государства»; 25 апреля 1974 года «Революция гвоздик» ознаменовала свержение диктатуры, начало радикальных политических и социально-экономических реформ и установление современной (Третьей) республики. 

Во время Второй Мировой войны Лиссабон оставался одним из немногих действующих европейских портов, сохранявших нейтралитет; в частности, порт обеспечивал основной маршрут для отправки беженцев в США. 

Лиссабон, крупнейший порт Португалии, расположен в эстуарии реки Тежу. Из Атлантического океана в порт ведут два фарватера — Барра-Гранди (Сул) и Барра-Норти. Длина причального фронта составляет 18 км с глубиной до 14 м; имеются специализированные терминалы для обработки контейнеров, ролкеров, угля и наливных (нефтяных) грузов. Основной импорт — нефть, нефтепродукты, уголь, металлы, машины и механизмы, зерно, хлопок; экспорт — нефтепродукты, руда, сельскохозяйственная продукция (в основном, вино и консервы). Суммарный грузооборот – более 30 млн тонн в год. Лиссабонские судоверфи имеют 11 сухих доков и обеспечивают строительство и ремонт кораблей всех классов.

Родина портвейна

На месте нынешнего Порту около 300 г. до н.э. было основано кельтское поселение. В 136 году до н.э. город завоевали римляне, назвавшие его Portus Cale; позже название преобразовалось в Portucale, а окружающий регион (графство) стали называть Condado Portucalense. Затем соответствующее название получила и вся отвоеванная у вестготов и мавров страна — Portugal, история которой как независимого государства началась в 1096 году.

Stock.adobe.com

В 1387 году в Порту прошло бракосочетание принцессы Филиппы из английской правящей династии Ланкастеров и короля Португалии Жуана I; этот брак стал основой Виндзорского договора — англо-португальского союза, одного из самых прочных и стабильных в европейской истории. 

Спустя три века для Порту наступает период процветания, связанного, в основном, с логистикой портвейна в Англию. Порту стал «самым английским» городом континентальной Европы — в отдельные периоды англичане составляли более 15% его населения.

Надо сказать несколько слов о родине портвейне, ставшем основой благосостояния Порту и всей северной Португалии. Культивирование виноградной лозы на горных террасах началось здесь еще до нашей эры, во времена римского владычества. Винодельческая область, расположенная в долине реки Доуру (Дуэро), начинается в 150 км к востоку от Порту и идет дальше на восток вплоть до испанской границы. Окруженная горными хребтами с вершинами более 1400 метров над уровнем моря, долина обладает уникальными условиями — засушливым климатом с очень жарким летом и специфическими сланцевыми почвами. Около 40 тыс. винодельческих хозяйств занимают 250 тыс. га в трех субрегионах — Байшу Коргу, Сима Коргу и Доуру Супериор. В жаркой долине выращиваются 165 сортов винограда, для производства красного и белого портвейна разрешены 116 из них. 

Порт города Порту традиционно именуется Лейшойнш, по названию одного из пригородов. Лейшойнш — второй по размеру морской порт Португалии — расположен в эстуарии Доуру и обеспечивает грузооборот около 25 млн тонн в год. Рядом с нефтяным терминалом расположен НПЗ Matosinhos Galp Energia мощностью по переработке 110 тыс. баррелей нефти в сутки. Кроме  наливных, контейнерных и генеральных причалов, в порту имеется крупный пассажирский (круизный) терминал. 

«Энергетические ворота»

Синиш, основанный в 1362 году (по португальским меркам — сравнительно недавно) — небольшой городок, гордящийся тем, что здесь родился великий мореплаватель Васко да Гама, первооткрыватель морского пути из Европы в Индию. 

© travelview — stock.adobe.com

Еще одна гордость Синиша — крупный порт, «энергетические ворота» Португалии. Специализация Синиша — перевалка нефти, нефтепродуктов, СПГ и угля. Нефтеналивной терминал, соединенный с крупнейшим в Португалии НПЗ Sines Galp Energia, был введен в эксплуатацию в 1978 году, а терминал СПГ — в 2016.

От соли до нефти

Сетубал, расположенный недалеко от Лиссабона — 50 км по трассе —, исторически (год основания — 1249) развивался как самостоятельный город и порт, через который в соседние страны шли значительные поставки поваренной соли. В эпоху Великих географических открытий Сетубал, расположенный в эстуарии реки Саду, превратился в крупный универсальный порт, каковым и является до сих пор.

Stock.adobe.com

Главная специализация Сетубала (почти половина грузооборота) — генеральные грузы. Помимо этого, порт обрабатывает контейнеровозы, балкеры, Ro-Ro и танкеры, перевозящие наливные грузы (нефть и нефтепродукты). Максимальные параметры обрабатываемых судов: длина — 323 м, осадка — 10,7 м, дедвейт — 163 тыс. тонн.

Геркулесов столб

История Гибралтара — одного из легендарных Геркулесовых столбов — насчитывает более 3 тыс. лет (это название встречается еще у Платона). Стратегическим пунктом, позволяющим контролировать вход/выход в Средиземное море, в разное время владели финикийцы, карфагеняне, вандалы, вестготы и мавры. 

Слово «Гибралтар» — испанизированный вариант арабского Джаб аль-Тарик («гора Тарика»; название дано в честь арабского полководца, возглавлявшего вторжение на Пиренейский полуостров).

В 1462 году в ходе Реконкисты Гибралтар перешел во владение Испании, а спустя 2,5 века, на закате Испанской империи, был захвачен английской эскадрой. Вскоре, в 1713 году, Гибралтар, получивший особый статус «порто-франко» (свободной/безналоговой экономической зоной) по Утрехтскому мирному договору отошел к Великобритании. 

После открытия в 1869 году Суэцкого канала, резко сократившего путь в Европу из Индии и Юго-Восточной Азии, значение Гибралтара существенно выросло.

В 1964 году Гибралтар получил конституцию, парламент, правительство и местное самоуправление. Так он стал законодательно оформленным городом-государством (площадь — всего 6,5 кв. км, население — 30 тыс. жителей), последней и единственной колонией в Европе. 

При этом, вопреки глобальному антиколониальному тренду, зависимый статус гибралтарцев полностью устраивает — так, 10 сентября 1967 года подавляющее большинство жителей эксклава проголосовало против перехода под суверенитет Испании (за «испанский вариант» высказались всего… 44 человека). В ответ правительство диктатора Франсиско Франко закрыло границу между Испанией и Гибралтаром и объявило о полной экономической блокаде британского владения. Гибралтарцам пришлось туго, но после смерти каудильо в 1975 году и восстановления испанской конституционной монархии жизнь в городе постепенно наладилась. 

При этом отметим, что Испания до сих пор не признает британского суверенитета над северной частью Гибралтара (там находится городской аэропорт), считая эту часть песчаного перешейка оккупированной территорией. Тем не менее, это совершенно не мешает трансграничным коммуникациям, повседневной жизни и перспективам развития маленького клочка суши, окружающего величественную скалу высотой более 400 м. Гораздо более значимым фактором и одним из залогов экономического процветания Гибралтара является отсутствие НДС и наличие целого ряда других льгот и преференций.

Специализация гибралтарского порта определилась к концу XVIII века — здесь базировалась английская военная эскадра (отмечу, что крупная военно-морская база НАТО располагается здесь и сегодня), а торговые причалы переваливали поступавшую, в основном, из Северной Америки сельхозпродукцию — сахар, хлопок, табак, рыбу, ром, вино, специи, рис и кукурузу.

Сегодня основной профиль Гибралтара — бункеровка; порт является крупнейшим бункеровочным пунктом Средиземноморья: ежегодно более 6 тыс. кораблей суммарным весом 240 млн брутто-тонн заправляются здесь судовым топливом и моторным маслом в объеме более 5 млн тонн. Сравнимый объем нефтепродуктов вывозится из порта по схеме реэкспорта. Основной источник снабжения горюче-смазочными материалами — находящийся неподалеку огромный НПЗ Gibraltar San Roque Cepsa мощностью по переработке 240 тыс. баррелей нефти в сутки.

Кроме того, Гибралтар — популярное туристическое направление: в течение года через порт проходят около полумиллиона пассажиров круизных лайнеров.

Григорий Волчек