Продолжаем обзор крупнейших европейских нефтеналивных портов

На пути в «христианскую Мекку»

Ла-Корунья, что на северо-западном побережье Испании,  основана в 991 году как порт для приема паломников, направлявшихся в Сантьяго-де-Компостела, «христианскую Мекку», третью по значимости святыню католического мира после Иерусалима и Рима (в городском кафедральном соборе захоронены останки апостола Иакова).

stock.adobe.com

В 1208 году город был покорен королем Леона Альфонсо IX, который перестроил город, предоставил ему обширные земельные и торговые привилегии (например, право беспошлинной продажи соли) и подчинил непосредственно себе. 

1563 году город стал столицей испанской провинции Галисия (лишен этого статуса в 1981 году), а спустя четверть века из порта Ла-Коруньи вышла Непобедимая армада. После ее исторического поражения от английского флота на город напали морские разбойники знаменитого «пиратского адмирала» Френсиса Дрейка. Флибустьеры сожгли величественные монастыри Сан-Доминго, Сан-Томазо и Пескадерия, после чего ушли. Но вскоре Ла-Корунья возродилась из пепла и стала важнейшим центром торговли с Новым Светом.

Сегодня порт Ла-Корунья делится на три основных доковых бассейна — нефтяной терминал Сан-Диего, связанный с крупным НПЗ Repsol La Coruña; причал Батерия и Кальво-Сотело, обрабатывающий цемент и цветные металлы; круизный док Трансатлантико, принимающий более 100 лайнеров в год.

Старейшее римское поселение

Первое поселение на месте будущей Таррагоны (северо-восточное побережье Испании), носившее название Кессе,основали иберийцы в конце V века до н.э. В 218 году до н.э., во время Второй Пунической войны, Кессе захватил римский проконсул  Сципион Африканский. После этого город заметно вырос — так появился Тарракон, старейшее римское поселение на Иберийском (Пиренейском) полуострове, столица провинции Ближняя Испания. На протяжении четырех столетий, вплоть до 1117 года, город находился под властью мавров. В Средние века город стал столицей королевства Арагон. 

stock.adobe.ccom

Сегодня Таррагона — один из крупнейших портов Испании, успешно конкурирующий с портовым гигантом — Барселоной, находящейся всего в 100 км. Общая длина причального фронта Таррагоны — более 10 км с глубиной до 14 м. В год в порт заходит более 2 тыс. судов, годовой грузооборот составляет более 30 млн тонн, более трети из которых — каботажные грузы. Основа экспорта — нефть, нефтепродукты, зерно, химическая продукция, древесина, руда; импорта — нефть, нефтепродукты, цемент, навалочные грузы, зерно, стройматериалы и сельскохозяйственная продукция (в первую очередь, вино). К нефтеналивному терминалу примыкает крупный НПЗ Repsol Tarragona мощностью по переработке 186 тыс. баррелей нефти в сутки

Stock.adob.com

Погрузка-разгрузка судов в Таррагоне производится с помощью 33 стационарных и 3 плавучих кранов грузоподъемностью до 75 тонн. Общая площадь открытых складов — 230 тыс. кв. м, закрытых — 57 тыс. кв. м. В порту имеется судоверфь с 2 строительными стапелями и 3 наклонными слипами.

Акцент на нефть

История Уэльвы, расположенной на юге Испании, на берегу Кадисского залива, весьма типична для древних испанских городов: основан в глубокой древности финикийцами, затем завоеван римлянами, а потом – маврами-сарацинами.

Stock.adobe.com

Сегодня Уэльва, несмотря на небольшое население и наличие неподалеку гигантского порта Кадис, весьма заметна в портовом рейтинге Испании. Основу ее грузооборота (более 20 млн тонн в год) составляют наливные грузы — нефть, нефтепродукты, моторные масла и сжиженные газы. Нефтеналивной терминал связан с крупным НПЗ Cepsa Huelva La Rabida мощностью по переработке 190 тыс. баррелей нефти в сутки.

Длина причального фронта Уэльвы — более 5 км с глубиной до 13 м. Кроме наливных грузов, в порту обрабатываются руда, химическая продукция и генеральные грузы. Порт оборудован 15 стационарными и одним плавучим краном грузоподъемностью до 80 тонн. Кроме того, здесь имеются 3 судостроительных стапеля и 6 слипов.

Бискайский глубоководный

Хихон, расположенный на севере Испании, на побережье Бискайского залива, основан кельтами в VI веке до н.э. и покорен римлянами в I веке до н.э. После заката Римской империи Хихон был cначала захвачен вестготами, а затем арабами и находился под властью сарацинов до 722 года, начала реконкисты Пиренейского полуострова христианами. 

stock.adobe.com

Порт Хихона, заложенный в 1480 году, спустя три века стал одним из важнейших морских портов Испании, специализировавшихся на торговле с Вест-Индией. 

Сегодня Хихон — один из самых крупных и глубоководных портов Испании (глубина подходного фарватера — 21 м). Общая длина причального фронта — 6 км с глубиной до 14 м. В год порт посещает около 2,7 тыс. судов. Основа импорта — нефть, нефтепродукты железная руда, уголь, сельхозпродукция (в первую очередь, зерно и мука); экспорта — нефть, нефтепродукты, стройматериалы (цемент, шлак и кирпич), металлы, уголь. Порт связан регулярными паромными маршрутами с английским Пулом и ирландским Росслэром (через французский Сен-Назер).

Суммарный годовой грузооборот порта — около 30 млн. тонн (треть этого объема — каботажные грузы). Погрузка-разгрузка судов производится с помощью 46 стационарных кранов грузоподъемностью до 60 тонн и 2 плавкранов грузоподъемностью 100 тонн, а также 6 вагоноподъемников и нескольких ленточных транспортеров. Площадь складских навесов Хихона — 737 тыс. кв. м, открытой площадки — 66 тыс. кв. м, закрытых складов — 5 тыс. кв. м; объем холодильника — 1,6 тыс. кубометров. Судостроительные и судоремонтные мощности порта включают 6 сухих доков и 14 стапелей. 

Не рыбой единой

Виго, расположенныйна северо-западном побережье Испании, основан в древние века римлянами. Во времена Средневековья на поселение постоянно совершали набеги викинги, а затем английские пираты (так, корсары уже упоминавшегося выше сэра Френсиса Дрейка буквально сравняли город и порт с землей). В 1719 году Виго был захвачен британцами, спустя 90 лет — армией Наполеона. 

stock.adobe.com

Тем не менее, всем смертям назло город выстоял и в начале ХХ века стал крупнейшим в мире рыболовным портом (этот высокий статус Виго имеет и по сей день). Именно здесь впервые появились паровые рыболовецкие траулеры («пароходы типа Виго»), а спустя полвека, в 1960-е годы — новые высокопроизводительные морозильные траулеры, которые произвели революцию в рыболовстве.

Виго — база ведущих рыболовецких компаний (в том числе, крупнейшей в мире Pescanova), корабли которых ведут промысел в самых рыбных местах Мирового океана — у побережья Австралии, Намибии, ЮАР, Мозамбика, Аргентины, Фолклендов, Чили, Перу и в ряде других богатых акваториях.

Кроме гигантских мощностей по перевалке и обработке рыбы и соответствующих доков и верфей, Виго имеет несколько специализированных терминалов для погрузки-разгрузки Ro-Ro, генеральных, контейнерных и жидких (нефтеналивных) грузов, а также причалы для пассажирских круизных лайнеров. 

Григорий Волчек