Продолжаем обзор крупнейших европейских нефтеналивных портов

Морская республика

Топоним Генуя происходит, скорее всего, от кельтского слова gen, означающего «рот» или «порт». Впоследствии название трансформировалось в латинское Genua, а затем в итальянское Genova. 

Stock.adobe.com

Во времена античности на территории нынешней Генуи, расположенной на северо-западе Италии, при впадении речки Бисаньо в Лигурийское море, находилась греческая колония. Потом древних греков последовательно сменили лигуры, остготы, византийцы, лангобарды и франки. 

Создание одного из крупнейших портов Средиземноморья началось в XII веке, когда Генуя стала независимым городом-государством, управляемым советом выборных консулов. «Морская республика», обладавшая крупным флотом и значительными финансовыми ресурсами, создала разветвленную сеть факторий и колоний, включая, например, Корсику и Сардинию. 

В середине XV века республика потеряла статус великой морской державы, но зато вскоре знаменитый уроженец Генуи Христофор Колумб прославил свою малую родину — открыл Америку (генуэзское происхождение Колумба спорно, но весьма вероятно). 

Еще один великий человек — Наполеон Бонапарт — тоже мог бы быть генуэзцем, но за год до его рождения Генуя за крупную сумму (40 млн ливров) продала Франции свои права на Корсику, где родился будущий победоносный император. Придя к власти, «почти генуэзец» отплатил своей «почти родине» черной неблагодарностью — сначала преобразовал Геную во французский протекторат — Лигурийскую республику, а затем и вовсе присоединил ее к Франции, отобрав остатки суверенитета. 

По условиям Венского конгресса 1815 года город отошел к Пьемонту, после чего началось быстрое развитие Генуи в качестве главного порта Сардинского королевства, а затем и всей Италии. В начале XX века Генуя по объему грузооборота вплотную приблизилась к Марселю, крупнейшему порту Средиземноморья.

Сегодня Генуя — главный порт и центр судостроения Италии. Гавань Генуи состоит из аванпорта и 5 доковых бассейнов, вытянувшихся на 20 км вдоль побережья. Длина причального фронта — 33 км с глубинами до 15 м. Основу импорта составляет нефть (более половины общего ввоза), которая, в частности, поставляется на нефтеперерабатывающие заводы ExxonMobil Trecate, ENI Sannazzaro и Tamoil Cremona; рейдовый нефтяной причал предусматривает швартовку супертанкеров с максимальным дедвейтом. Кроме того, ввозится железная руда, уголь, кокс, металлы, химическая и сельскохозяйственная продукция; вывозятся нефтепродукты, металлоизделия, машины и механизмы. Пассажирские терминалы имеют 5 причалов для круизных лайнеров и 13 — для паромов; их ежегодная пропускная способность — 4 млн пассажиров, 1,5 млн легковых автомобилей и 250 тыс. грузовиков. Суммарный грузопоток порта — около 70 млн тонн в год. Судоверфи, имеющие 9 сухих и 2 плавучих доков, обеспечивают строительство и ремонт кораблей любого класса и размера.

У подножия вулкана

Неаполь, расположенный на юго-западе Италии, на берегу Тирренского моря, был основан греческими поселенцами в VIII веке до н.э. под названием Партенопа (имя мифологической сирены). В IV в. до н.э. город был разрушен италиками, но вскоре рядом с руинами возник новый город, получивший соответствующее название на греческом языке — Неаполис. Впоследствии его завоевали римляне, а затем византийцы. 

Stock.adobe.com

Начиная с 638 года на протяжении 500 лет город был столицей независимого герцогства Неаполь; затем он был присоединен к Сицилийскому королевству, а позже стал его столицей. В XVII веке Неаполь, насчитывавший 300 тыс. жителей, был вторым по величине городом Европы после Парижа. 

В ходе войны за Испанское наследство город перешел под власть Австрии, потом был захвачен Бурбонами, а в 1799 года — Наполеоном, после чего стал столицей зависимого от Франции Неаполитанского королевства. В 1805 году из-за катастрофического извержения вулкана Везувий погибло около 26 тыс. человек и была разрушена значительная часть города. 

С 1815 года Неаполь — столица Королевства обеих Сицилий. В сентябре 1860 года в город вступила революционная армия Джузеппе Гарибальди, после чего было основано единое государство Италия. 

Неаполитанский порт разделяется на 3 зоны: западную (пассажирскую), центральную (зерно и генеральные грузы) и восточную (навалочные и наливные грузы). Более 80 причалов имеют общую длину 14 км и глубину до 15 м. Основа импорта — нефть, уголь, железная руда, лесоматериалы, зерно; экспорта — автомобили, станки, металлоизделия, сельхозпродукция (в первую очередь, вино). Суммарный грузооборот — более 30 млн тонн в год, пассажиропоток — более 2 млн чел. в год. Судоверфи имеют 3 сухих и 4 плавучих доков. 

На пути в «Вечный город»

Чивитавеккья — небольшой город в центре Италии — исторически, со 2 века н.э., выполняет роль римского аванпорта (расстояние отсюда до Колизея — 70 км). Чивитавеккья переводится как «древний город», что полностью соответствует истине — этрусское поселение возникло здесь как минимум в 600 году до н.э.; в документе — письме Плиния Младшего — оно впервые упоминается в 107 году н.э. как Centum Cellae, поместье императора Траяна. 

Stock.adobe.com

Помимо приема круизных пассажиров, едущих в «Вечный город» (2,5 млн человек в год), Чивитавеккья отправляет регулярные грузовые паромы на Сардинию и в другие транспортные хабы Средиземноморья. Общий объем грузооборота — 20 млн тонн в год. Кроме того, здесь работают несколько крупных судоверфей со 26 стапелями.

В портовую агломерацию Чивитавеккья, управляемой единой морской администрацией, входят также порты Гаэта и Фьюмичино (последний «состыкован» с главным римским аэропортом имени Леонардо да Винчи).

Жемчужина Адриатики

Триест, город на северо-восточной оконечности Италии, упоминается Цезарем в «Записках о Галльской войне» как Тергест. Первая пристань здесь, на адриатическом побережье, появилась здесь в 33 году до н.э. 

Stock.adobe.com

В 1202 году вольный город Триест был захвачен Венецианской республикой, а спустя 180 лет перешел под корону австрийской династии Габсбургов, после чего более чем 500 лет оставался главным морским портом Австрийской (Австро-Венгерской) империи. В 1719 году Триест был объявлен вольным имперским городом, получил многочисленные привилегии и начал бурно развиваться. К началу ХХ века Триест стал не только одним из крупнейших портов Средиземноморья, но и «жемчужиной» так называемой Австрийской Ривьеры, где проводили зиму представители высшего венского общества.

Единая Италия с момента образования (1860 год) считала приобретение Триеста одной из главных задач своей внешней политики, и именно для решения этой задачи вступила в Первую Мировую войну на стороне Антанты. По итогам войны цель была достигнута — из земель Австрийского Приморья был образован итальянский регион Венеция-Джулия. 

Во время Второй Мировой войны, в 1943-1945 годах, Триест был оккупирован немцами, а после войны несколько лет управлялся англо-американскими военными властями и назывался «Свободной территорией Триеста». По итало-югославскому договору 1954 года (при участии Великобритании и США) Триест и северная часть прилегающей территории перешли к Италии, а южная часть — к Югославии (после ее распада этот регион был разделен между Словенским Приморьем и хорватской жупанией Истрия).

Порт Триеста состоит из 4 гаваней (Новая, Старая, Таможенная и Промышленная); общая длина причального фронта — 17 км при глубине до 17 м. Основа импорта: нефть, уголь, удобрения, металлы, сельхозпродукция (хлопок, джут и т.п.), экспорта — нефтепродукты, лес, стройматериалы (цемент). Через Триест идут основные транзитные грузы для центральноевропейских стран, не имеющих выхода к морю — Австрии, Швейцарии, Лихтенштейна, Чехии, Словакии и Венгрии. Суммарный грузооборот — около 50 млн тонн. Кроме того, здесь находятся 3 судостроительные верфи с 5 сухими доками, где, в основном, строятся танкеры дедвейтом до 200 тыс. тонн. 

От морского нефтяного терминала в Триесте до южнонемецкого (баварского) города Ингольштадт проложен Трансальпийский трубопровод (Transalpine Pipeline, TAL) протяженностью 465 км, диаметром 40 дюймов (1020 мм) и пропускной способностью 45 млн тонн нефти в год. Пользуясь случаем, расскажу об этом незаурядном транспортном объекте, играющем важную роль в нефтеобеспечении Центральной и Западной Европы.

TAL Pumpstation Gruben © TAL Group

Трубопровод построен американской компанией Bechtel; введен в эксплуатацию в 1967 году. Позже труба была продлена от Ингольштадта 266-километровой веткой до Карлсруэ (граница Франции) и 21-километровой — до Нойштадта-на-Дунае. На трассе расположены 10 насосных станций и два резервуарных парка в Сан-Дорлиго-делла-Валле (пригород Триеста; совокупный объем — 2 млн кубометров) и Лентинге (пригород Ингольштадта; 318 тыс. кубометров). 

В немецком городке Вобург TAL соединяется с трубопроводом Ингольштадт-Кралупи-Литвинов, снабжающим нефтью чешские и словацкие НПЗ и связанным с трубопроводом «Дружба», а в австрийском Вюрмлахе — с трассой Адриа-Вена, обеспечивающей крупный НПЗ в венском пригороде Швехат. 

Важная техническая особенность TAL — пересечение главного альпийского хребта по трем 7-километровым туннелям — Плекен, Фельбертауэрн и Ханенкамм. Еще одно уникальное ноу-хау — построенная в 2018 году единственная в мире электростанция, использующая эффект «падающей» нефти (в альпийской долине Фельбертауэрн-Миттерзилль труба имеет существенный уклон) для выработки электроэнергии в объеме 11,5 ГВт/ч в  год. 

Стратегической трубой управляет консорциум из восьми нефтяных компаний; наиболее крупными пакетами акций владеют австрийская OMV (25%), англо-голландская Royal Dutch Shell (24%) и американская ExxonMobil (16%).

Сцилла и Харибда

Название Джоя-Тауро известно только узким специалистам по морскому транспорту, притом что этот порт — крупнейший в Италии по объему контейнерных перевозок. 

Stock.adobe.com

Джоя-Тауро — небольшой городок, который находится на берегу Мессинского пролива, отделяющего Апеннинский полуостров от острова Сицилия (в древности этот пролив назывался Сцилла и Харибда).

Джоя Тауро — порт глубоководный (глубина подходного фарватера и основных причалов — 18 метров). Он начал строиться в конце 70-х годов, а нынешнюю конфигурацию принял в 1995-м. Территория порта — 440 га, погрузка-разгрузка кораблей осуществляется 22 мощными портальными кранами. 

Наряду с перевалкой контейнеров, в последнее время порт начал обрабатывать и другие маржинальные грузы, включая нефть и нефтепродукты.

Григорий Волчек