Продолжаем обзор крупнейших европейских нефтеналивных портов

Город любви

Топоним «Венеция»происходит от названия племени венетов, живших здесь во времена Римской империи. При этом люди начали селиться в Венецианской лагуне (северное побережье Адриатического моря) позже, в VI веке, после нашествий варваров — вестготов, гуннов и лангобардов. 

Stock.adobe.com

В VII веке острова Венецианской лагуны по инициативе Византии как формального владельца были объединены под властью единого правителя — дожа. С VIII века дожа выбирали сами венецианцы, без утверждения вышестоящей инстанции.  Начиная с 727 года, за тысячу лет было избрано 120 дожей. 

На протяжении длительного времени Венеция была стратегическим звеном, связывавшим Византию и западный мир, что способствовало стремительному росту города и порта. В начале XI века Венеция подписала договоры со всеми окружающими ее державами; документы обеспечивали независимость города и беспрепятственную торговлю, а также территориальное расширение республики за счет территорий в Далмации. Так в угрюмой средневековой Европе возникло уникальное государство — демократическое (республиканское), процветающее, активно развивающее флот, торговлю, образование, науку, культуру и искусство.

В 1204 году разгром крестоносцами Константинополя, самого богатого города эпохи, содействовал торговой экспансии венецианцев на Восток. К концу XIV века Венеция окончательно победила свою основную конкурентку — Геную — и стала главным центром международной торговли того времени. 

Увы, после падения Константинополя в 1453 году турецкая экспансия, череда османско-венецианских войн и перемещение основных морских путей из Средиземноморья в Атлантику постепенно подорвали торгово-экономический статус Венеции. Когда Наполеон Бонапарт захватил Венецианскую республику, она уже была бледной тенью некогда могущественного государства. Тем не менее, Венеция осталась одним из наиболее известных и красивых мест Европы, «романтической столицей мира», «городом любви»; это единственный в мире город, давший название крупной стране, расположенной на другом континенте — Венесуэле.   

Порт Венеции, расположенный на крупных островах и материковой части Венецианской лагуны, до сих пор является весьма крупным — его годовой грузооборот превышает 25 млн тонн. Акватория порта состоит из 4 гаваней — Лидо (аванпорт), Маргера (материковая), Арсенальная и Торговая; все гавани соединены между собой судоходными каналами глубиной до 10 м. Порт, объединяющий 26 грузовых и 8 пассажирских терминалов, является универсальным стивидорным комплексом, перерабатывающим контейнерные, навалочные, генеральные и наливные грузы. Кроме того, Венеция — единственный порт Северной Италии, имеющий выход в речную сеть страны — в бассейн реки По. В портовом хозяйстве и на смежных производствах занято около 18 тыс. человек. Основной импорт — нефть, нефтепродукты и продовольствие; экспорт — химическая продукция, прокат черных и цветных металлов. К терминалу нефтегавани Маргера подключен НПЗ Eni Venezia Marghera мощностью по переработке 80 тыс. баррелей нефти в сутки. Пассажирские терминалы Венеции ежегодно принимают около 1000 круизных лайнеров и обслуживают около 3 млн туристов в год. 

Южная гавань

Таранто, расположенный на берегу Ионического моря, был основан в 706 году до н.э. спартанцами. Вскоре поселение превратилось в крупный город, который имел самую большую и удобную гавань на юге Апеннинского полуострова и был крупнейшим в регионе центром ремесла и торговли. Более того, вскоре Таранто стал одним из наиболее богатых, многолюдных и могущественных полисов Великой Греции. 

Stock.adobe.com

Конфликт между Римом и Таранто в начале III века до н.э. послужил причиной Пирровой войны, по итогам которой город сдался римлянам и стал их зависимым союзником. Вскоре ситуация обострилась — город поддержал злейшего врага Рима — Карфаген, за что был оккупирован римлянами, продавшими в рабство 30 тыс. горожан. В конце V века н.э. город оказался под властью остготов, а в середине VI века вошел в состав Восточной Римской империи. 

В течение следующих веков город несколько раз менял свою государственную принадлежность, переходя от ломбардцев к арабам-сарацинам, а затем к венецианцам и византийцам. Потом история Таранто развивалась в контексте политической трансформации итальянского юга — в составе Неаполитанского королевства, королевства обеих Сицилий и, наконец, единой Италии.

Таранто исторически, еще с сарацинских времен, является крупнейшим портом Южной Италии; сегодня его годовой грузооборот составляет около 50 млн тонн. Порт состоит из двух гаваней — внешней (Мар-Гранда, глубина — 25 м) и внутренней (Мар-Пикколо, глубина — 12 м), соединенных судоходным каналом. Общая длина причального фронта — более 10 км. Основной импорт — нефть, железная руда, уголь, лесоматериалы, металлолом и стройматериалы (кирпич); экспорт — цемент, стальные трубы и прокат, сельхозпродукция (фрукты, овощи, вино). В нефтяном терминале Таранто начинается магистральный трубопровод «Юг — Север», снабжающий нефтью НПЗ Северной Италии; кроме того, в непосредственной близости от терминала находится НПЗ Eni Taranto мощностью по переработке 120 тыс. баррелей нефти в сутки. Судоверфи Таранто с 2 сухими и 6 плавучими доками обеспечивают строительство и ремонт кораблей всех классов и типо-размеров. Отметим, что в Таранто базируется основной состав итальянских Военно-морских сил — надводный и подводный флот.

От столицы до периферии

Палермо, расположенный на северном побережье острова Сицилия, основан в 754 году до н.э. финикийцами под названием Сус («цветок»). Свое современное имя, трансформированное из греческого топонима Панорм («доступная гавань»), город получил в связи с тем, что в первую Пуническую войну именно здесь находилась главная стоянка карфагенского флота. Карфагенян сменили римляне, а затем готы и сарацины, сделавшие Панорм/Палермо административным, торгово-ремесленным и портовым центром Сицилии (этот статус город имеет до сих пор). 

Stock.adobe.com

В 1072 году крестоносцы овладели Палермо и сделали его столицей Сицилийского королевства, южного форпоста Священной Римской империи, объединявшей большую часть стран Центральной и Западной Европы, включая Германию. Спустя 150 лет Фридрих II Гогенштауфен перевел в Палермо императорский двор, и город де-факто стал столицей огромной Священной Римской империи. 

Впрочем, вскоре Палермо утратил этот высокий статус: Сицилия надолго — на шесть веков — попала под испанское владычество. Окончательно государственная принадлежность Палермо и Сицилии в целом определилась в 1860 году — Джузеппе Гарибальди в ходе победоносного военного похода включил город и остров в состав Итальянского королевства. 

Порт Палермо состоит из двух гаваней — Промышленной (Porto Industriale) и Торговой (Porto Mercantile) с глубинами до 10 м. Для наливных грузов — нефти и нефтепродуктов — оборудован специальный терминал Сан-Эрасмо. Причалы оборудованы кранами грузоподъемностью до 50 тонн; для разгрузки судов на рейде используются лихтеры и плавучие краны грузоподъемностью до 120 тонн. Основной импорт — нефть, уголь, лесоматериалы, машины и оборудование, зерно, химическая продукция (сера и минеральные удобрения); экспорт — сельхозпродукция (свежие и сухие фрукты, животное и оливковое масла, вино, овощные консервы). Годовой грузооборот порта — около 10 млн тонн, пассажиропоток — 2 млн человек, включая 600 тыс. круизных туристов. Портовая судоверфь с сухим и двумя плавучими доками позволяет производить капремонт судов различных типов. 

Нефть, газ, химия

Маленький городок Аугуста (его население сегодня составляет 33 тыс. человек), расположенный на восточном побережье Сицилии — настоящие «энергетические ворота» Италии. 

stock.adobe.com

В 30-е годы здесь была создана военно-морская база, которая после Второй Мировой войны трансформировалась в нефтепорт, через который нефть поступала на построенный в 1949 году НПЗ Rasiom Moratti. 

В настоящее время через Аугусту обеспечиваются сырьем нефтеперерабатывающие заводы ISAB Priolo Gargallo (принадлежит ЛУКОЙЛу и ERG; мощность — 320 тыс. баррелей нефти в сутки, третье место в Европе по объему производства), Sonatrach Augusta (190 тыс. баррелей нефти в сутки) и Milazzo (принадлежит Eni и Q8; мощность — 80 тыс. баррелей нефти в сутки). 

Priolo Gargallo Refinery ©Stock.adobe.com

Кроме того, в Аугусте работают терминалы по отгрузке СПГ (Liquigas и Ilgas), химической продукции и минеральных удобрений. Годовой грузооборот порта — более 40 млн тонн.

Стратегическая точка

Джела (греческое название — Гела), расположенная на юге Сицилии, в устье одноименной реки, основана в 689 году до н.э. колонистами с Родоса и Крита. Вскоре Джела стала крупнейшим греческим поселением на Сицилии, но, увы, спустя 400 лет после своего основания город был полностью разрушен сиракузскими наемниками.

Stock.adobe.com

Новый город на месте античных руин в 1233 году заложил император Священной Римской империи Фридрих II Гогенштауфен. Город получил соответствующее название — Терранова («новая земля»), которое носил до 1927 года, когда состоялось обратное переименование в Джелу.

Основу экономики города исторически составляли сельское хозяйство, рыболовство и мореходство. В июле 1943 года Джела использовалась в качестве базового порта стратегической операции «Хаски» — высадки морского десанта союзников на Сицилии, завершившейся освобождением острова, взятием в плен 126 тыс. вражеских солдат и острым политическим кризисом в Италии, приведшим к свержению Бенито Муссолини. Кроме того, «Хаски» стала генеральной репетицией операции «Оверлорд» — высадки союзных войск в Нормандии в июне 1944 года, крупнейшего в мировой истории морского десанта. 

После войны, в 1956 году, рядом с Джелой были открыты залежи нефти; вскоре началась ее промышленная добыча и был построен НПЗ Eni Gela мощностью по переработке 100 тыс. баррелей нефти в сутки.

Кроме того, в Джеле находится береговой терминал подводного газопровода Greenstream, идущего из Меллиты (Западная Ливия) в Италию. Труба, построенная в 2004 году, имеет протяженность 540 км, диаметр 32 дюйма (810 мм) и проектную мощность по перекачке 11 млрд кубометров газа в год. Газ подается с морского месторождения Бахр-Эссалам и сухопутных промыслов Бури и Вафа. Средиземное море труба пересекает на глубине более 1,1 км. Собственник магистрали — Agip Gas, совместное предприятие Eni и Национальной нефтяной корпорации Ливии (NOC). 

На «идеальной линии»

Первое поселение на месте нынешнего Кальяри, административного центра Сардинии, расположенного на юге острова, в VIII веке до н.э. основали неутомимые финикийцы. Колонию они назвали Кар Ваалис — город Ваала, главного божества ассиро-вавилонской этнокультуры. В конце VI века до н.э. поселение перешло под контроль Карфагенской республики; потом  карфагенян последовательно сменили римляне, вандалы и византийцы, и все это происходило на фоне регулярных набегов арабов из Северной Африки. 

Stock.adobe.com

В XIII веке н.э. Кальяри был включен в состав Пизанской республики, но ненадолго — в 1324 году Сардиния перешла под власть испанского королевства Арагон. В начале XVIII века по итогам войны за испанское наследство англичане заняли Кальяри и затем передали Сардинию австрийцам. В 1718 году, по условиям Лондонского мирного договора, Сардиния отошла союзнику Австрии — герцогству Савойя. Вскоре Савойя, Пьемонт и Сардиния образовали единое Сардинское королевство. При этом де-юре столицей королевства стал Кальяри, но де-факто королевский двор и парламент располагались в Турине, столице Пьемонта, наиболее развитой части новой страны. В ходе объединения Италии Сардиния стала частью единого королевства. 

Порт Кальяри, расположенный на «идеальной линии» Гибралтар — Суэц, играет важную роль не только в логистическом обеспечении Сардинии, но и в перевалке транзитных грузов: его годовой грузооборот достигает 50 млн тонн (больше половины этого объема приходится на наливные грузы — нефть и нефтепродукты). Помимо горючих жидкостей, в Кальяри обрабатываются RoRo, сыпучие грузы и контейнеры — лес, уголь, машины и оборудование, зерно, свинцовая и цинковая руды, продукты питания (поваренная соль, вино, оливковое масло). При этом порт принимает и отправляет до 0,5 млн пассажиров в год. Портовое хозяйство занимает почти 30 км береговой линии; акватория разделена на две части: историческую и новую с глубиной до 10 м. Кроме того, имеются внешние причалы,  где одновременно могут швартоваться до 17 танкеров. Здесь же ведется и активная бункеровка, для чего в порту имеется резервуарный парк ГСМ общей вместимостью свыше 2 млн тонн. Нефтеналивной терминал связан с крупным НПЗ Saras Sarroche мощностью по переработке 300 тыс. баррелей нефти в сутки. 

Григорий Волчек