Продолжаем обзор крупнейших европейских нефтеналивных портов

Лидер Средиземноморья

Stock.adobe.com

В отличие от других крупных европейских гаваней, порт Альхесираса довольно молод, хотя первое поселение на месте нынешнего города (запад Гибралтарского залива, устье реки Рио-де-ла-Миль) было основано почти тысячу лет назад. Первая деревянная пристань была построена здесь только в 1894 году. 

Особенно интенсивно Альхесирас развивался в послевоенные годы и сейчас является крупнейшим портом Испании и всего Средиземноморского бассейна с грузооборотом более 100 млн тонн в год. Обрабатывая более 3 млн контейнеров в год, Альхесирас занимает первое место в Средиземноморье и седьмое в Евросоюзе по объему контейнерных перевозок.

Гавань Альхесираса имеет 6 доковых бассейнов; общая длина причального фронта — около 20 км. Кроме контейнеров, порт обрабатывает жидкие грузы (нефть и нефтепродукты), осуществляет бункеровку, пассажирские перевозки на круизных лайнерах и регулярных паромных маршрутах в Танжер (Марокко) и Сеуту (заморская территория Испании), а также является местом дислокации крупной рыболовецкой флотилии. 

Древняя и славная

Барселона имеет древнюю и славную историю — город был основан еще в III веке до н.э. Гамилькаром Баркой, отцом знаменитого полководца Ганнибала, и назван тогда Барсино. Тем не менее, как ни странно, длительное время в Барсино/Барселоне не было крупного порта. Нужды крупного города, расположенного на северо-востоке Испании, всего в 100 км от французской границы, обслуживала примитивная пристань, организованная на пляже между холмом Монтжуик («Еврейская гора») и устьем реки Льобрегат.

В 1477 году по указу короля Хуана II Арагонского был заложен новый порт Барселоны, который сразу же начал быстро развиваться. Важным этапом в истории порта стало начатое еще в XVIII веке соединение острова Майанс с берегом путем намывания грунта (теперь этот район называется Барселонета). 

Stock.adobe.com

Сегодня Барселона — второй по размеру порт Испании. Обширная барселонская гавань включает аванпорт, 6 доковых бассейнов и 35 терминалов с общей длиной причального фронта 20 км и глубиной до 12 м, а также наземную территорию площадью около 1000 га. Основной импорт — нефть, нефтепродукты, СПГ, зерно, древесина, металл, хлопок, автомобили; экспорт — химическая продукция, цемент, бумага, промышленное оборудование. Суммарный годовой грузооборот — около 50 млн тонн, пассажиропоток (через Порт-Олимпик, построенный к летней Олимпиаде 1992 года) — более 2 млн. человек.

Отметим, что экономическая (и, соответственно, транспортная) значимость Барселоны стала основной причиной того, что этот город является столицей Средиземноморского союза, объединяющего 43 страны обширного региона.

Порт Страны Басков

Бильбао, расположенный в эстуарии реки Нервьон, недалеко от ее впадения в Бискайский залив, был основан в 1300 году правителем Бискайи доном Диего Лопесом V. Вследствие благоприятного географического положения и предоставленных Бильбао городских вольностей он стал быстро расти. В 70-х годах XIX века ряд английских инвесторов подготовили проект строительства на восточном берегу Бильбаоской губы глубоководной гавани, но этот проект был реализован только спустя полвека.

Stock.adobe.com

Сегодня Бильбао — крупнейший город автономной провинции Страна Басков (Эускади) и главный морской порт на северо-западном побережье Испании. Длина причального фронта гавани — 15 км с впечатляющими глубинами до 23 м. Соответственно, в акваторию Бильбао могут входить супертанкеры дедвейтом до 400 тыс. тонн; одновременно порт может принять до 30 судов. 

Суммарный грузооборот гавани — около 40 млн тонн. Основные статьи импорта — нефть и нефтепродукты, уголь, кокс, химическая продукция и зерно: экспорта — железная руда и металлы. Портовое хозяйство включает 10 доковых бассейнов — 4 контейнерных, 3 ролкерных, а также навалочный, зерновой и нефтяной, связанный трубопроводом с одним из крупнейших в стране НПЗ Repsol Petronor мощностью по переработке 220 тыс. баррелей нефти в сутки. Судоремонтные предприятия порта располагают 5 сухими доками и 6 слипами.

Город Колумба

Кадис, расположенный на южном атлантическом побережье Испании, основан финикийцами в 1100 году до н.э., на основании чего претендует на звание старейшего города Западной Европы. После Второй пунической войны (206 год до н.э.) Кадис перешел к римлянам, тем самым став одним из крупнейших городов Римской империи и получив муниципальные права. В 1262 году город был завоеван королевством Кастилия, прообразом будущей Испании. 

Stock.adobe.com

В эпоху Великих географических открытий Кадис стал главным портом для отправки испанских экспедиций — в частности, отсюда, из аванпорта Палос-де-ла-Фронтера, отправлялись через Атлантику корабли  первооткрывателя Америки Христофора Колумба. 

Казалось бы, относительно стабильный XIX век стал одним из самых бурных периодов в истории Кадиса. Сначала город в течение двух лет (с 1810 по 1812) осаждали войска Наполеона, спустя 10 лет здесь нашли убежище кортесы (парламент страны) вместе с плененным королем Фердинандом, а еще через 45 лет в Кадисе вспыхнуло общенациональное восстание (герилья), повлекшее за собой отречение от престола королевы Изабеллы II и чуть было не покончившее с испанской монархией.

Сегодня портовое хозяйство Кадиса, в основном, сосредоточено в северо-восточной части прибрежного острова Леон. Длина причального фронта — более 7 км с глубиной до 10 м. Основной импорт — нефть, нефтепродукты, металлы, сахар, цемент, древесина, машины и оборудование; экспорт — сельскохозяйственная продукция (вино, оливковое масло, зерно, консервы). Суммарный грузооборот — более 10 млн тонн в год. Судостроительные предприятия порта располагают 8 сухими и 2 плавучими доками, 7 слипами и 8 стапелями, обеспечивающими строительство и ремонт кораблей любого дедвейта, включая огромные супертанкеры и авианосцы. 

К акватории Кадиса прилегает крупный военно-морской порт Рота, главная база ВМФ Испании и опорный пункт 6-го оперативного (Средиземноморского) флота США.

Новый Карфаген

Первое упоминание о городском поселении — будущей Картахене — относится к 227 году до н.э. и свидетельствует о том, что карфагенский военачальник Гасдрубал Красивый основал город Карт Хадашт («новый город»). Вскоре Карт Хадашт превратился в главную базу финикийского царства, основанного Ганнибалом в Испании, а еще через несколько лет город был захвачен римским полководцем Сципионом Африканским и переименован в Картаго Нова (Новый Карфаген), ставший важнейшим испанским городом Римской империи. В 550 году Картахена была завоевана византийским императором Юстинианом I и превращена в столицу провинции Испания. 

Stock.adobe.com

В 1296 году город перешел во владение Арагонской короны, а спустя 10 лет вошел в состав Кастильской короны — политического и культурного ядра будущей Испании. Во времена правления Карла I — в середине XVI века — Картахена превратилась в главный военно-морской и торговый порт Испании в Средиземноморье, получив официальный статус столицы Средиземноморского морского департамента Испании.

В начале ХХ века в связи с потерей Испанией крупных колоний в Америке Картахена стала центром восстановления утраченного флота. В годы гражданской войны в Испании (1936–1939) Картахена была единственной военно-морской базой, остававшейся под контролем республиканского правительства в течение всего периода войны и последним городом, оккупированным военной хунтой генералиссимуса Франко — это случилось 31 марта 1939 года, после чего военные действия были прекращены на всей территории страны.

Сегодня Картахена — крупный порт Испании на юго-восточном побережье. Длина причального фронта — 8 км, глубина — до 12 м. Основные импортные позиции — нефть, фосфаты, зерно, машины, металлы; экспорт — нефтепродукты, удобрения, зерно, металлолом. Суммарный грузооборот порта — более 20 млн тонн в год. Рядом с портом, на острове Эскомбрерос, находится крупный НПЗ Repsol Cartagena с мощностью переработки 220 тыс. баррелей нефти в сутки.

Григорий Волчек