Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Бразилия

Именем апостола

Сан-Паулу, административный центр одноименного штата, находится на юго-востоке страны, в долине реки Тиете, недалеко от побережья Атлантики. Это самый крупный по населению (12 млн человек) город Бразилии, Южной Америки и Южного полушария. 

Сан-Паулу — часть огромной агломерации, границы которой определяются по двум статистическим методикам. По показателям «общей зоны» (complexo metropolitano expandido), включающий Кампинас, Байшада-Сантиста и ряд других соседних районов, Сан-Паулу насчитывает более 30 млн жителей и является вторым по величине городом мира (после Токио). Менее размашистый подход очерчивает городской округ (regiao metropolitana), состоящий из 39 муниципалитетов с общей численностью населения более 20 млн человек (пятое место в мире).

Город носит имя апостола Павла, в день памяти которого (25 января) иезуиты-миссионеры основали на месте индейской деревни поселение Сан-Паулу-дос-Кампос-де-Пиратининга. Статус города Сан-Паулу получил в 1711 году. В XIX веке город вступил в период экономического расцвета, главным образом, благодаря экспорту кофе. После введенного в 1850 году запрета работорговли местные землевладельцы начали привлекать для работы на кофейных плантациях трудовых мигрантов — итальянцев, португальцев, испанцев, немцев, арабов и японцев, в связи с чем сегодня Сан-Паулу — самый этнически разнообразный город Бразилии. В частности, здесь живут 6 млн итальянцев (значительно больше, чем в Риме, Милане и Турине), 3 млн португальцев (впятеро больше, чем в Лиссабоне!), 3 млн африканцев, 1 млн арабов, 400 тыс. немцев, 350 тыс. японцев (крупнейшая японская диаспора за пределами Японии), 40 тыс. евреев и 25 тыс. армян.

Сегодня Сан-Паулу — крупнейший экономический центр Южной Америки. Если бы этот город был страной, его ВВП входил бы в мировой рейтинг Top-50 (больше ВВП Египта и Новой Зеландии). Масштабы Сан-Паулу весьма впечатляют, в частности, в транспортной сфере. Например, здесь 6 линий метро и столько же линий городских электричек (типа московских МЦК и МЦД) общей протяженностью около 500 км. Автовокзал Тиете (второй в мире по пассажиропотоку) обслуживает около 600 бразильских городов (!), а также несколько десятков регулярных международных маршрутов в  Уругвай, Парагвай, Аргентину, Чили и Боливию. Кроме того, развит и городской воздушный транспорт, насчитывающий более 400 вертолетов и 100 взлетно-посадочных площадок. 

В экономической жизни Сан-Паулу есть несколько важных ограничений — например, здесь запрещена продажа товаров из натурального меха и полностью отсутствует наружная реклама. Нефтяная промышленность представлена тремя огромными НПЗ, принадлежащими национальной компании Petrobras — Paulinia (мощность по переработке — 434 тыс.  баррелей нефти в сутки) и San Jose dos Campos (252 тыс.  баррелей в сутки) и Cubatao (172 тыс. баррелей в сутки).

Особая гордость Сан-Паулу — наличие четырех футбольных команд мирового класса — Sao Paulo (среди наиболее известных звезд клуба — Леонидас да Силва, Висенте Феола, Роберто Диас, Сержиньо Шулапа, Карека, Кафу, Кака), Corinthians (Жилмар, Клаудио, Луизиньо, Бальтазар, Роберто Ривеллино, Зе Мария), Palmeiras (Джалма Сантос, Адемир да Гия, Алекс де Соуза, Жуниор, Маркос, Сезар Сампайо, Луис Перейра), а также Santos, родной клуб великого Пеле (кроме главного футбольного гения, в клубе в разные годы блистали Коутиньо, Лима, Жоэль Камарго, Зито, Карлос Альберто Торрес, Пепе, Клодоальдо, Робиньо, Нарсизо и Неймар).  

Гавань Сан-Паулу расположена в городе-спутнике Сантос (население — около 0,5 млн человек),в одноименной бухте Атлантического океана, в проливе между островами. Порт, предназначенный, в основном, для экспорта кофе, был открыт в 1892 году и с тех пор неоднократно расширялся. Длина причального фронта — более 11 км с глубиной до 13,5 м. Основные грузы – нефть и нефтепродукты, кофе, соя, пшеница, фрукты, соки, сахар, хлопок, текстиль, железная руда, уголь, химикаты, автомобили, оборудование, сталепрокат, контейнеры. Сан-Паулу – крупнейший порт Южной Америки, обеспечивающий более четверти всего бразильского товарооборота. Годовой грузооборот гавани — 170 млн тонн с увеличением в ближайшие 5 лет до 230 млн тонн. 

Январская река

Рио-де-Жанейро, «хрустальная мечта» Остапа Ибрагимовича Бендера, где «все поголовно в белых штанах» — административный центр одноименного штата; расположен вблизи тропика Козерога. Население — около 7 млн человек (агломерация — 13 млн человек); Рио — второй по величине город Бразилии и четвертый в Южной Америке. 

Эта местность около залива Гуанабара открыта португальской экспедицией с участием знаменитого Америго Веспуччи 1 января 1502 года. Португальцы приняли залив за устье реки — отсюда и название, в переводе означающее «январская река». Поселение под названием Сан-Себастьян-де-Рио-де-Жанейро (в честь португальского короля Себастьяна I) было основано в 1565 год. Двести лет спустя сюда из Сальвадора была переведена колониальная администрация, и почти на два столетия Рио-де-Жанейро стал столицей Бразилии. 

Новый импульс развитию города дали наполеоновские войны: в 1808 году португальская королевская семья, эмигрировавшая из метрополии, объявила Рио столицей обширной Португальской империи (Соединенного королевства Португалии, Бразилии и Алгарве). В 1821 году король Жуан VI вернулся на родину, оставив в Бразилии «на хозяйстве» своего сына Педро (полное имя — Педро ди Алькантара Франсишку Антониу Жуан Карлуш Шавьер ди Паула Мигель Рафаэль Жоаким Жозе Гонзага Пашкуаль Киприану Серафим де Браганса-и-Бурбон). На следующий год Педро, привыкший к самостоятельности, провозгласил независимость Бразилии, и Рио стал столицей Бразильской империи.  

Масштабный экспорт кофе, как и в Сан-Паулу, обеспечил бурный экономический рост города: в 1838 году в Рио появился первый общественный транспорт (омнибус), в 1852 — железная дорога, в 1854 — уличное газовое освещение, в 1864 — канализация, в 1868 — конка, в 1877 — телефонная связь.

В 1889 году Бразилия стала республикой, и вскоре новая конституция страны выделила Рио в отдельный федеральный округ. В 1960 году президент Жуселину Кубичек (кстати, единственный в мировой истории глава государства, имевший цыганские корни) перенес столицу в центр страны, в построенный с нуля в чистом поле город Бразилиа; генплан «идеального города» начертил Лусиу Коста, проекты основных зданий — Оскар Нимейер. Лишенный столичного титула Рио стал штатом под названием Гуанабара. В 1975 году Гуанабару объединили с соседним штатом Рио-де-Жанейро, и Рио получил нынешний статус.

После переноса столицы экономическое значение Рио не уменьшилось. Более того, после открытия в 1974 году недалеко от Рио крупного нефтяного офшорного бассейна Кампос город стал «нефтяной столицей» Бразилии (в том числе и потому что здесь расположен головной офис Petrobras). В настоящее время на 45 нефтегазовых месторождениях Кампоса с глубины от 80 до 2400 м ежедневно добывается около 1,5 млн баррелей нефти; остаточные запасы составляют более 5 млрд баррелей. Нефтепереработка представлена заводами Duque de Caxias (мощность — 242 тыс.  баррелей нефти в сутки) и Comperj (165 тыс. баррелей в сутки).

Рио успешно оспаривает у Сан-Паулу и статус «футбольной столицы» Бразилии. Так, в Рио «прописан» самый популярный футбольный клуб страны — Flamengo (его главные звезды — Флавио Коста, Марио Загалло, Зизиньо, Жерсон, Зико, Бебето, Вандерлей Лушембурго). Кроме того, очень популярны и овеяны заслуженной футбольной славой команды Vasco da Gama (Данило Альвин, Альбино Фриаса, Моасир Барбоза, Идеральдо Беллини, Роберто Динамит, Тостао, Ромарио), Botafogo (Нилтон Сантос, Гарринча, Амарильдо, Куарентинья, Жаирзиньо, Пауло Сезар Кажу, Сократес) и Fluminense (Диди, Лула, Флавио Минуано, Ромерито, Феликс Миели, Марко Антонио Фелисиано, Теле Сантана, Тиагу Силва). 

Рио дважды принимал финалы чемпионатов мира по футболу (в 1950 и 2014 годах), и обе эти игры прошли на легендарном стадионе Maracana (официальное название — Estadio Jornalista Mario Filho). Один из этих матчей, состоявшийся 16 июля 1950 года, поставил непревзойденный рекорд зрительского интереса — 200 тыс. болельщиков! Отметим для статистики, что по итогам этой супер-игры, известной как Maracanaco, сборная Уругвая обыграла команду Бразилии 2:1 и стала чемпионом мира.   

В 2016 году Рио стал столицей XXXI летних Олимпийских игр, которые  до этого никогда не проводились в Южной Америке. 

Рио – настоящая Мекка для туристов со всего света, которых привлекает знаменитый бразильский карнавал (кстати, в городе действуют несколько десятков школ самбы), мягкий климат, богатая кухня, насыщенная культурная жизнь, мощная индустрия развлечений и легендарные пляжи Ипанема и Копакабана. При этом главный визуальный символ Рио — религиозный: это гигантская статуя Христа-Искупителя на горе Корковадо.  

Порт Рио-де-Жанейро находится на западном берегу бухту Гуанабара. Первый большой причал — Doca da Alfandega — построен в 1870 году. В настоящее время порт состоит из 4 районов — Рио-де-Жанейро, Итагуаи, Ангра-дос-Рейс и Нитерой (соединен с другими районами большим мостом). Длина причального фронта — 10 км (одновременно может обрабатываться до 50 судов), глубина — от 6 до 15 м. Крупные суда разгружаются с помощью лихтеров на рейдовых стоянках глубиной до 20 м. Основные грузы — нефть и нефтепродукты, уголь, зерно, железная и марганцевая руда, чугун, сталепрокат, металлоизделия, химикаты, цемент, древесина, автомобили и автозапчасти, оборудование, электроника, сельхозпродукты (хлопок, кофе, мясо-молочные продукты, пшеница, сахар, кожа, фрукты, соки), контейнеры. Пассажироперевозки осуществляются через круизный терминал и морской вокзал. Судоверфь Gamboa имеет 8 сухих и 3 плавучих дока, обеспечивающих строительство и ремонт крупных кораблей. В акватории порта, на острове Кобрас, расположена главная военно-морская база ВМС Бразилии, обеспечивающая дислокацию военных кораблей различного класса до авианосцев включительно. Годовой грузооборот порта Рио-де-Жанейро — 65 млн тонн. 

Бразильская Венеция

Ресифи, административный центр штата Пернамбуко, расположен на северо-востоке страны, на наиболее выдвинутой в Атлантический океан части Южной Америки, в устье рек Беберибе и Капибарибе; центральные районы города находятся на трех речных островах — Ресифи, Санто-Антонио и Боа-Виста. 

Впервые португальцы посетили эту местность в 1501 году. В 1535 году здесь была основана колония (капитания) Пернамбуко с центром в городе Олинда (ныне — пригород Ресифи). В 1594 году поселение было захвачено и разграблено английскими пиратами, но главными агрессорами оказались не они, а голландцы, в 1630 году захватившие капитанию и основавшие Голландскую Бразилию. Ее административным центром стал город Маурицстад (сегодня — один из районов Ресифи), где, в частности, находилась штаб-квартира Голландской Вест-Индской компании (Geoctroyeerde West-Indische Compagnie), контролировавшей большую часть нынешней Бразилии, а также Суринам, ряд островов Вест-Индии и некоторые территории Северной Америки (включая будущий Нью-Йорк) и Западной Африки. Основными задачами компании  были торговля рабами, драгметаллами, мехами, сахаром и слоновой костью, а также каперство (узаконенное пиратство). Впрочем, Голландская Бразилия просуществовала недолго, всего четверть века; затем Пернамбуко вернулся под власть португальцев.

Пернамбуко всегда был наиболее неспокойной и сепаратистски настроенной частью Бразилии. В частности, в 1817 году здесь произошла так называемая Пернамбукская революция — попытка выйти из состава Португалии и провозгласить республику. Спустя 7 лет восстание повторилось, но снова безуспешно; кроме того, в процессе подавления мятежа Ресифи был сильно разрушен. В 1848-1849 годах произошло новое восстание, но с тем же результатом.

Несмотря на все эти политические передряги, к началу XX века Ресифи стал процветающим городом, важным экономическим центром страны. Сегодня город из-за множества мостов, каналов и красивых старинных зданий называют «Бразильской Венецией». Одно из самых уникальных зданий города — первая в Америке синагога Kahal Zur Israel («Скала Израиля»), открытая в 1636 году.

Сегодня Ресифи — популярное туристическое направление; гостей города привлекают прекрасные океанские пляжи, исторические районы, торговые центры, рестораны, яркая ночная жизнь. Для удобства жителей и гостей Ресифи построено комфортабельное метро с четырьмя линиями.

Спорт здесь тоже на высоте; правда, местная футбольная команда Sport Club do Recife, чемпион страны 1987 года, недавно вылетела из высшей лиги, и ярым болельщикам сегодня остается только ностальгировать по старым добрым временам, когда на поле блистали Адемир Маркес де Менезис и великий Вава (Эдвальдо Изидио Нето), дважды чемпион мира, забивший голы в обоих победных финалах (подобный спортивный подвиг, кроме Вава, удалось совершить только главному футбольному гению всех времен и народов – Пеле).

Экономический потенциал города с населением 1,7 млн человек весьма значителен; среди предприятий выделяется принадлежащий Petrobras крупный НПЗ Abreu e Lima — Ipojuca мощностью переработки 230 тыс. баррелей нефти в сутки.

Порт Ресифи состоит из двух районов — старой гавани и Suape Industrial Port, построенного в 1978 году в 40 км от исторического центра вблизи городов Ипожука и Кабо-де-Санто-Агостиньо. Портовый комплекс Ресифи обеспечивает морские перевозки в интересах региональной экономики штатов Пернамбуко, Алгоас и Параиба. Причалы глубиной от 8 до 15,5 м и якорные стоянки глубиной до 20 м могут принимать суда длиной до 240 м и дедвейтом до 170 тыс. тонн. Два нефтеналивных причала глубиной 8,5 м и 9,5 м обслуживают суда длиной до 200 м. Построенный в 2009 году пассажирский терминал с причалами глубиной от 8,5 до 11,5 м обеспечивают круизы и регулярные маршруты в ряд портов Бразилии и Карибских островов. В портовой зоне также находится крупнейшая судоверфь Бразилии и всего Южного полушария — Atlantico Sul. 

Площадь акватории гавани — 30 кв. км, территории грузовых площадок и складов — 55 тыс. кв. м. Годовой грузооборот — 30 млн тонн. Более половины этого объема приходится на нефтепродукты, включая этанол и другую жидкую нефтехимическую продукцию. Другие грузы — оборудование, автомобили, уголь, цемент-клинкер, железная руда, удобрения, рыба, морепродукты, контейнеры, сельхозпродукция (пшеница, кукуруза, ячмень, солод, соевые бобы, растительное масло, сахар, патока). 

Рыба и капоэйра

Сальвадор (полное название — Сан-Сальвадор-да-Байя-ди-Тодос-ос-Сантос; Святой спаситель бухты Всех святых) — административный центр штата Байя. Эта местность была открыта португальцами в 1500 году и затем «законсервирована» почти на полвека. В 1549 году здесь был основан город, сразу ставший столицей португальских колониальных владений в Южной Америке. Вскоре здесь был организован первый в Западном полушарии диоцез (католическая епархия; кстати, Сальвадор и в настоящее время является столицей бразильского католицизма). 

В 1763 году столица Бразилии была перенесена в Рио-де-Жанейро, в связи с чем Сальвадор на долгие годы погрузился в стагнацию. Тем не менее, сегодня крупный трехмиллионный город нашел себя в качестве «культурной столицы»: уникальное смешение языков, традиций и обычаев сделали Сальвадор символом самобытности бразильской нации. Своеобразным подтверждением этого престижного статуса стал пуск в 2012 году городского метро. 

Кроме того, город является историческим центром развития капоэйры — традиционной бразильской борьбы-танца. Местная кухня, микст португальской и африканской — очень острая, основанная на рыбе и морепродуктах — славится во всем мире. В Сальвадоре базируется известный футбольный клуб высшей лиги Bahia.

Отметим, что насыщенная культурная и спортивная жизнь не отменяет экономическую значимость Сальвадора; в частности, здесь работает принадлежащий Petrobras огромный НПЗ Mataripe мощностью переработки 377 тыс.  баррелей нефти в сутки.

Порт Сальвадора, существенно обновленный в 1975 году, специализируется, в первую очередь, на отгрузке фруктов, зерна, солода и сизаля (волокна из листьев агавы). Другие грузы – нефтепродукты, химикаты, металлопрокат, медная руда, гранитный камень, целлюлоза, контейнеры. Кроме того, гавань ежегодно принимает более 100 круизных судов. Глубина причалов варьируется от 9 до 12 м. Годовой грузооборот – 5 млн тонн. 

Григорий Волчек