Четыре нельзя пять

«Автозаправка», картина американского художника Эдварда Хоппера, 1940 г

Согласно действующему Техрегламенту, России с 1 января 2016 года предстоит отказаться от розничной продажи бензина и дизельного топлива класса «Евро-4» и ниже. Ряд нефтеперерабатывающих компаний и отечественных автопроизводителей обратились в Минэнерго с просьбой отложить переход на топливо класса «Евро-5» хотя бы на год-два. Дискуссия о сроках остается открытой.

Министр энергетики РФ Александр Новак отчасти согласен с «рядом нефтеперерабатывающих компаний» и считает, что переход на «Евро-5» может оказаться болезненным, поскольку приведет к выпадению из продажи на внутреннем рынке около 4 млн тонн автомобильного топлива (общий объем потребления — 36 млн тонн). «Мы видим некоторые риски того, что у нас некоторые объемы, примерно 2 – 4 млн тонн, будут находиться под вопросом при поставках на рынок, при балансировке внутреннего рынка. Поэтому возможно, что мы сохраним оборот «Евро-4», чтобы не допустить риска дефицита топлива», — говорит Новак. Правда, глава Минэнерго тут же добавляет, что такой выпадающий объем не является для отрасли критичным, поэтому не исключено, что техрегламент по топливу останется без изменений.

С прогнозами о возможном росте цен на бензин в связи с отменой «Евро-4»   Александр Новак не согласен. Еще в середине июля, в интервью «Российской газете», министр говорил: «Удорожание бензина никак не связано с переходом на потреблением более высоких экологических классов автомобильного топлива. А преимущество «Евро-5» очевидно. Люди его почувствуют. Экология будет более здоровой – лучше станет воздух, меньше выбросов в атмосферу. Экологический класс «Евро-5» — самый высокий, где практически тысячные доли вредных веществ и примесей по сравнению с «Евро-2» и «Евро-3». Это в тысячи раз более экологичный бензин».

Выходит, что все складывается просто замечательно: и воздух будет чище, и дышать станет легче, и все по той же цене. Только почему тогда Федеральная антимонопольная служба, по сообщению Интерфакса, может обратиться в правительство РФ с просьбой продлить оборот бензина класса «Евро-4»? На этот вопрос информационному агентству ответил начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин. Он отметил, что мониторинг исполнения четырехсторонних соглашений по модернизации НПЗ показывает, что есть риски недопроизводства бензина «Евро-5» в 2016 году.

Такое на нашей памяти уже случалось. В 2011 году, после снятия с производства «Евро-2». Тогда в стране возник дефицит нефтепродуктов, цена на них взлетела, а поскольку многие НПЗ опоздали со сроками модернизации, то выпуск «Евро-2» решили продлить.

По данным Минэнерго, на сегодняшний день в России потребляется около 36 млн тонн бензина, из которых 8 млн тонн составляет топливо «Евро-4». Нефтеперерабатывающие заводы «Газпром нефти», «ЛУКОЙЛа» и ряда других корпораций перешли на выпуск топлива более высокого класса еще в 2011 году. Тогда с каждой нефтяной компанией  ФАС, Ростехнадзор и Росстандарт подписали соглашения, в которых содержатся графики ввода различных установок на НПЗ, повышающих качество топлива, пишут Ведомости. Усовершенствование НПЗ планируется завершить к 2020 году.

В начале июня на совещании у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича было принято решение сохранить запрет на оборот топливо «Евро-4» и ниже с 2016 года. Однако глава Минэнерго РФ Александр Новак позднее сообщил, что вопрос о том, сохранять или нет оборот «Евро-4» со следующего года, будет решаться ближе к осени.

Кристина Кузнецова

FourLaneRoad01
Снова Эдвард Хоппер: «Четырехполосное шоссе», 1956 г
Ruscha
Немножко поп-арта с Эдом Рушем. «Стандартная станция» (да, не очень удачный перевод), 1963 г
2000.653_01_b02
И на закуску — фотография Керна Каунти с таким неожиданным названием «Автозаправка», 1938 г