Bloomberg отмечает положительные тенденции в потреблении никеля, алюминия, меди – металлов, используемые в батареях для электротранспорта. Национальные правительства ряда стран активизируют усилия по поддержке перехода на электромобили. Однако на рынке лития восстановление докризисных объемов ожидается лишь в 2022 г. Европейский союз и Китай стремятся повысить спрос в сегменте электротранспортных средств. Согласно прогнозам, продажи электромобилей к 2025 г. увеличатся более чем в четыре раза.

Избыток поставок, наблюдавшийся в 2019 г., а затем пандемия коронавируса привели к разрушительным последствиям на рынке минералов, используемых для производства аккумуляторных батарей. Bloomberg отмечает избыток поставок лития и кобальта, наблюдавшийся в 2019 г., что привело к падению цен более чем в два раза по сравнению с пиком, зафиксированным в 2018 г. По мнению экспертов, новые правительственные обязательства по экологически чистому транспорту, взятые в Китае и европейских странах, сокращение добычи сырья и новые инвестиции привели к стабилизации сегмента и дальнейшему росту: «рынки смогли оттолкнуться от достигнутого дна». Технологии производства аккумуляторов продолжают дешеветь, Европейский союз восстанавливает автомобильную индустрию, выстраивая новые цепочки поставок на основе спроса на аккумуляторные металлы, последовательно стимулируя внедрение электромобилей. Тогда как Китай восстановил режим субсидирования электромобилей.

Bloomberg прогнозирует на ближайшее десятилетие впечатляющий рост в сегменте электротранспорта. Мировые продажи электромобилей к 2025 г. увеличатся до 8,5 млн машин, по сравнению с 2 млн электрокаров, проданных в прошлом году, а затем достигнут цифры в 26 млн таких машин к 2030 г. Согласно докладу ООН, мировой рынок катодов для литий-ионных аккумуляторов к 2024 г. составит 58,8 млрд долларов по сравнению с 7 млрд долларов США в 2018 г. Albemarle Corp., крупнейший в мире производитель лития, ожидает переворот на литиевом рынке через два года. Аналитики Citigroup прогнозируют рост цен на литий в 2022 г. примерно на 42%. Помимо стимулирования в Китае и европейских странах положительной динамике в этом сегменте способствует рационализация поставок, ставшая положительным фактором на фоне пандемии коронавируса.

Закрытие медно-кобальтового рудника Mutanda компании Glencore, а также пандемия коронавируса в Демократической Республике Конго привели к ограничениям поставок на рынке кобальта. В 2018 г. на Mutanda приходилась пятая часть мирового производства этого металла. Не так давно Tesla одобрила выпуск и применение батареи без содержания кобальта для некоторых линеек электромобилей, производимых в Китае. Кустарная добыча кобальта в ДРК (включая детский труд) — одно из наиболее критикуемых явлений в развитии рынка электротранспорта. Отметим также, что в этом году главной надежде России в новой экономике — поставщику металлов для производства электромобилей компании «Норильский никель», ставшей виновником крупной экологической катастрофы в российской Арктике — предъявлен крупнейший в истории штраф в 148,2 млрд рублей за разлив нефтепродуктов.

Мария Кутузова